“Давний друг журнала” (Журнал “Законность” № 6/2012)

Мы знакомы с ним теперь уже почти 30 лет. То есть с тех пор, как я пришёл на работу в редакцию.
Журнал тогда имел обширную сеть внештатных корреспондентов по всей стране. А одним из самых активных внешкоров и постоянным нашим автором (первая публикация – в № 3 за 1976 г.) был Александр Петрович СУХАРЕВ из города Владимира…

Он родился 14 июня 1937 г. в г. Муроме. В 1964 г. закончил юридический факультет Казанского государственного университета, а в 1967 г. начал работать в органах прокуратуры: следователь и заместитель Муромского городского прокурора, Суздальский межрайонный прокурор, старший помощник прокурора Владимирской области и начальник уголовно?судебного отдела областной прокуратуры, прокурор города Владимира, в 1985–1990 гг. – прокурор Навоийской, а затем Сырдарьинской областей Узбекской ССР, в 1990–1995 гг. – природоохранный прокурор Владимирской области, в 1995–2000 гг. – старший помощник прокурора этой области.

В 2002 г. Александр Петрович стал советником губернатора Владимирской области и председателем комиссии по вопросам помилования, образованной на территории области.

Он – член Союза журналистов и Союза писателей России. Автор 17 книг. Заслуженный юрист Российской Федерации. Награждён медалями “Ветеран труда”, “Ветеран прокуратуры”, нагрудным знаком “Почётный работник прокуратуры”, почётными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Генерального прокурора СССР и ЦК профсоюза работников госучреждений, ЦК ВЛКСМ, Ассоциации юристов России и др. В прошлом году государственный советник юстиции 3 класса А. Сухарев получил премию Владимирского регионального отделения Ассоциации юристов России “За преданность профессии”.

Жизнь у него сложилась нелегко, но с молодости у Александра Петровича – чёткие жизненные установки, основанные на честности, принципиальности и верности долгу. Им он старался никогда не изменять. Думаю, никогда и не делал этого.

Он – богатый человек. Не материально, конечно. Духовно, как, наверно, можно догадаться.

И удивительно везучий. Потому что у него необыкновенная жена. Клара Семёновна – врач по профессии, с которой рассталась по причине тяжёлой болезни, приковавшей к постели. Но, перенеся несколько операций, встала на ноги, а потом, в нелёгкое время, поехала с мужем в Узбекистан, в неблагоприятные для неё климатические условия. “Мой муж – это моё второе “я”, – так она ответила однажды на вопрос журналистки на одной из своих художественных выставок в Москве.

По призванию, как оказалось, К. Сухарева – художник. Она – общепризнанный мастер художественного шитья. Член Союза художников и Союза журналистов России, Международной федерации художников, автор нескольких книг и многих публикаций в местных и центральных средствах массовой информации.

Дело в том, что Клара Семёновна за 30 лет достигла поразительных успехов в своём любимом деле. Она одна из первых в России сумела возродить древнее народное творчество – лицевое шитьё, наполнив его новым содержанием и элементами, овладев 27 видами техники вышивки. Её работы выполнены шёлком, золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, стразами, полудрагоценными камнями. Широкую известность художнице принесли, в частности, вышитые иконы “Иисус Христос”, “Владимирская Богоматерь”, “Николай Угодник”, “Святой Пантелеймон”, картины с изображением гербов. Имя мастерицы внесено в “Книгу рекордов Гиннесса” – она вышила Большой Государственный герб Российской империи размером 82х71 см, для чего использовала более 10 километров ниток, 98 тысяч бисеринок и сделала 28 миллионов (!) стежков. Эта работа заняла 2 года и была признана национальным достижением.

С творчеством рукодельницы могли ознакомиться посетители около 160 выставок во многих городах России (в том числе неоднократно в Москве) и за рубежом (Германия, Польша, Китай). Она удостоена гранта Президента Российской Федерации “для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства” (2002 г.), признана победителем Всероссийского конкурса “Женщина?директор года” (1997 г.). Многократный лауреат всероссийских и международных выставок.

Более 10 лет руководила школой?студией “Мир красоты” Владимирского областного центра народного творчества.

В прошлом году включена в энциклопедию “Лучшие люди России”, а глава российского Императорского Дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна наградила её медалью ордена Святой Анны.

Помня древнеримское (Цельс) “Jus est ars boni et aegui” (право есть искусство добра и справедливости), назову чету Сухаревых подвижниками – служителями добра и красоты. С учётом того, что красота всегда справедлива…

Редакция поздравляет давнего и уважаемого друга журнала со славным юбилеем и желает успехов во всех делах и начинаниях.

Долгие лета!

С поклоном,

Н. Заикин,

главный редактор.


Предлагаем вниманию читателей материал А. Сухарева на тему, которой автор занимается много лет.

ОБВИНЯЕТСЯ ДАРВИН

Летом 1925 г. весь мир следил за событиями в городе Дейтоне, штат Теннесси, США. Этот город вошёл в хронологию “Важнейшие даты в истории США”, где написано: “1925 г., июль. – “Обезьяний процесс” в Дейтоне над учителем Жд. Скопсом, преподававшим эволюционную теорию Ч. Дарвина”.

“Обезьяний процесс” был шумным и скандальным. Тогда местного учителя Скопса обвинили в том, что он вопреки закону США излагал школьникам учение Чарлза Дарвина. По мнению отцов города, преподавание “богохульно расходилось с библейской версией происхождения человека”.

Перелистаем страницы истории и ознакомимся с истоками, питавшими этот суд – самый бесконечный в истории человечества. Предметом рассмотрения стала книга Ч. Дарвина “О происхождении видов путём естественного отбора…” (сокращённо “Происхождение видов”, или просто “Происхождение”). Она появилась на прилавках книжных магазинов Лондона 24 ноября 1859 г., и в тот же день весь тираж был продан (1250 экземпляров). А ведь речь шла не о развлекательном чтении.

Сегодня книга включена во “Всемирную историю. Хроника важнейших событий”, признана “Главной книгой века”, а на ту пору она разделила людей на два враждебных лагеря: сторонников научной теории о происхождении человека (человек произошёл от обезьяны) и библейской трактовке (человека создал Бог).

Подсудимый Чарлз Дарвин в суд, естественно, не явился: он завершил свой земной путь в ХIХ в.

Главная книга столетия

Чарлз Роберт Дарвин /1809–1882/ – английский учёный, естествоиспытатель и натуралист, основоположник учения о происхождении и развитии жизни на земле. Дарвин показал в “Происхождении видов”, что живые виды меняются, у некоторых из них появляются признаки, дающие им преимущество над остальными. В борьбе за существование происходит естественный отбор: более приспособленные выживают и передают свои отличительные признаки потомству, а остальные вымирают. Учёный утверждал, что человечество появилось именно таким же путём. Эту теорию он развил в другой книге “Происхождение человека и половой отбор” (1871).

Свои выводы Дарвин обосновал наблюдениями и исследованиями, проведёнными во время кругосветной экспедиции на корнете “Бигл” (1831–1836 гг.), в основном в Южной Америке и на Галапагосских островах. За годы экспедиции он собрал материалы по зоологии, ботанике, палеонтологии и геологии; собирал кости вымерших ленивцев и броненосцев в Аргентине, коллекционировал насекомых и птиц в тропических лесах Бразилии, наблюдал быт и нравы местных жителей, изучал строение коралловых рифов. Постепенно у него стало складываться представление о живых видах, которые прошли сложный исторический процесс – эволюцию.

Книга “Происхождение видов” читается легко, она написана образным и живым языком, в ней присутствует не только логика учёного, но и дар прозаика, и поэтическая натура автора.

Теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны потрясла основу всех наук, привела в смятение лучшие умы, совершила переворот в биологии, оказала огромное влияние на естественные науки, в том числе на психологию и составную её часть – евгенику (теорию улучшения человека путём селекции).

Дарвинизм, объясняющий естественный процесс развития живой природы и неразрывную связь человека с остальными биологическими видами, вызвал насмешки и яростные споры современников, был отрицательно встречен духовенством. Разделились и мнения среди учёных. Одни восхищались Дарвином, другие упрашивали его “ввести в книгу хоть самую маленькую капельку промысла божьего”.

Светлоокий пышнобородый мудрец отмалчивался, не вступал в споры. Это была маска, внутри мудреца бушевали бунтарские мысли. “Происхождение” стало своего рода антибиблией. Английский писатель И. Уильман в книге “Дарвин, Гексли и эволюция”, обосновывая свою позицию на документальных материалах о жизни и деятельности великих биологов, констатировал: “И подобно тому, как Библия столько лет считалась трактатом по биологии и геологии, так “Происхождение” сделалось трактатом религиозным и этическим, а со временем – политическим и социологическим. Сами учёные не знали, как реагировать на “Происхождение”: то ли с позиции науки, то ли – богословия? И нередко высказывали самые непоследовательные и противоречивые суждения”.

Через год после появления книги в Оксфордском университете в 1860 г. состоялась конференция, где слушались доклады, посвящённые “Происхождению”. Выступали учёные, говорили с сарказмом “о доле истины в теории мистера Дарвина”. В последний день на дебаты собралось 700 человек. Атмосфера была накалена, публика просила выступить епископа Уилберфорса. Он давно грозился “сокрушить” Дарвина и сразу ополчился на учёного. Доводов Дарвина он не опровергал, но объявил их пустыми и никчёмными. Закончив речь, высокомерно спросил учёного Томаса Гексли: “Я хотел бы спросить профессора Гексли: считает ли он, что он сам произошёл от обезьяны со стороны дедушки или со стороны бабушки?”

Итоги выступлений подвёл сам Гексли. Он сказал, что теория Дарвина есть нечто гораздо большее, чем гипотеза. Она – лучшее из выдвинутых до сих пор объяснений истории биологических видов; объясняет биологические явления так же, как волновая теория – явления света. Между тем эту теорию не отрицают на том лишь основании, что световые волны никому не удалось остановить и измерить. “Что касается происхождения человека от обезьяны, – пояснил оратор, – то, конечно, это не надо понимать так грубо. Речь идёт о происхождении человека через тысячи поколений от общего с обезьяной предка”.

При этом Гексли отметил невежество епископа в науках, связанное с обсуждаемой темой. Ясно и сжато изложив суть основных положений Дарвина, под конец серьёзно заявил: “Не вижу ничего зазорного, если у человека прабабкой оказалась обезьяна… Куда зазорнее, если предком оказывается человек, который научные споры подменяет бессмысленным словоблудием и лишь отвлекает слушателей от сути вопроса… своей умелой игрой на религиозных предрассудках”.

Вскоре в Англии появился афоризм: “Лучше иметь прабабкой обезьяну, чем епископа”.

Дарвин в дебатах не участвовал, сторонился публичных выступлений. Современники признавали его особую кротость, которая с годами стала легендарной. Он всё больше замыкался в собственном мире. Но “в люди” он всё?таки выходил: посещал научные общества, общественные праздники и даже одно время был мировым судьёй.

С момента публикации “Происхождения” в обществе начались необратимые процессы: переоценка ценностей, в том числе пересмотр господствующих в науке богословских мировоззрений. Наиболее остро теория Дарвина обсуждалась в США. Прагматичные американцы, похоже, всерьёз задались целью установить, чьё же творение человек – природы или Творца Небесного? Полемика затянулась на многие десятилетия и, наконец, выплеснулась в судебный процесс, получивший название “обезьяньего”.

Дарвин – нежелательный иностранец?..

Судебные препирательства, проходившие в 1925 г. в Дейтоне, не утихали полторы недели. Учитель Дж. Скопс обвинялся в том, что излагал в школе эволюционную теорию Дарвина; её преподавание в штате было запрещено. Суд отклонил ходатайство защиты о вызове в качестве свидетелей учёных?естествоиспытателей, необходимых для установления истины по делу. Позицию суда разделил прокурор Д. Брайан, трижды выдвигавший свою кандидатуру на президентских выборах. Он добивался популярности любой ценой, а процесс впервые в истории транслировался по радио. Судья

Д. Ролстон тоже проявил своё пристрастие: в заключительном слове откровенно заявил, что слово господнее никогда не померкнет. Адвокат на это ответил: “Такие, как Ролстон, задались целью повернуть вспять развитие мысли и науки”.

Учителя осудили за “богоотступническую теорию” к уплате штрафа в сто долларов.

“Обезьяний процесс” стал пугалом: лидеры реакционных организаций штата устрашали им сторонников дарвинизма – школьников и преподавателей, нагоняли на них страх драконовскими законами, один из которых гласил: “Впредь запрещается всем учителям… обучать каким бы то ни было теориям, отрицающим ценность рассказа о божественном сотворении человека, как учит Библия, и внушать вместо этого мысль, что человек произошёл от животных низшего порядка…”.

Между тем прогрессивные родители школьников считали, что преподавание одностороннего взгляда на окружающий мир может отрицательно сказаться на качестве образования. По этой причине решение суда в защиту божественного происхождения человека вызвало возмущение и у них, и у всей американской и международной прогрессивной общественности. Известный учёный?физик, лауреат Нобелевской премии М. Складовская?Кюри назвала процесс в Дейтоне “атакой на свободу мысли”. Она организовала сбор подписей под петицией протеста. Уже тогда было ясно, что нападки на учение Дарвина – это покушение на социальный и политический прогресс.

Через два года штраф, наложенный судом на учителя, отменили, но не потому, что за него вступились неравнодушные люди. Оказалось, что судья допустил ошибку: он не имел права штрафовать виновного. Учителя от наказания освободили, но общественность уже уверовала, что США осудили науку. И сделали это фанатики, для которых важен не сам факт установления первородства, а преследование инакомыслящих.

По материалам процесса сняли кинофильм, где роли прокурора и адвоката играли “звёзды” голливудского экрана. Но фильм не помог ни Дарвину, ни его последователям. В Теннесси по?прежнему придерживались библейской версии о сотворении мира.

Дарвин и “чёрные списки” книг

В один из июньских дней 1967 г. в здании Верховного суда американского штата Арканзас царило оживление: слушалось сенсационное дело о “чёрных списках” запрещённых книг и о включении в них “Происхождения видов”.

Дело в том, что в течение многих столетий католическая церковь (Ватикан) осуществляла цензуру за печатными изданиями. В 1559 г. церковь выпустила “Индекс запрещённых книг” – список изданий, которые объявлялись “вредными”, а их чтение – “серьёзным грехом”. Тех же, кто отваживался читать эти книги, отлучали от церкви. Под запретом оказались сочинения выдающихся философов, учёных, писателей, общественных деятелей, а также книги, предосудительные в нравственном отношении с точки зрения церкви. В “Индексе” значились книги Гомера, Бруно, Коперника, Галилея, Петрарки, Дефо, Гейне, Руссо, Дидро, Вольтера, Бальзака, Флобера, Золя, Гюго, Достоевского и других (всего 4500 томов).

В 1966 г. Ватиканский собор наконец?то отменил “Индекс”. Но радость была преждевременной, противников дарвинизма подобные демократические процессы не коснулись, особенно в США. Наоборот, в стране установили контроль над книгой Дарвина, её стали преследовать планомерно и последовательно. Так возник новый судебный процесс в Арканзасе. И был вынесен вердикт, потрясший научный мир…

Поводом для процесса стала позиция учительницы биологии Сюзи Эпперсон. В школе города Литлл?Рок она обучала школьников дарвинизму и за это подвергалась нападкам религиозных фанатиков. Они осыпали её бранью, угрожали расправой. По закону штата преподавание дарвинизма в школах запрещалось, как противоречащее “Священному Писанию”. И тогда молодая учительница направила в Верховный суд заявление с предложением пересмотреть закон, изданный десятилетия назад.

Суд тянулся долго, в конце концов он подтвердил… правомерность прежнего закона, запрещавшего преподавание дарвинизма. Так труды Дарвина попали в “чёрные списки” и остались в них на многие годы.

Ради истины скажем: правозащитные организации добились от Верховного суда штата Арканзас, чтобы он изменил свою прежнюю позицию и признал неконституционным закон, запрещавший преподавание дарвинизма в штате. Это было сделано по требованию учёных. Но суд над учением великого первооткрывателя эволюции оказался не последним.

Споры о теории Дарвина возникли в следующем году (1967), на этот раз – в палате представителей штата Теннесси. Молодой юрист Джек Смит предложил депутатам покончить с анахронизмом в своде законодательства штата и отменить антидарвиновский закон. Единомышленники юриста доставили прямо в палату обезьяну в клетке плакатом: “Здравствуй, папочка!” Приверженцы религиозного права были вне себя, они размахивали Библией и грозили злоречивым хулителям веры судом. Несмотря на это, большинством голосов учение Дарвина было возвращено в школы Теннесси, но… при одновременном сохранении мифического взгляда на происхождение человека. Судебная формулировка напоминала соломоново решение, которое не удовлетворило ни одну из заинтересованных сторон.

А в это время в штате Луизиана попечительский совет по начальному и среднему образованию самостоятельно запретил пользоваться сразу тремя учебниками, один из которых рассказывал о динозаврах. Для такого заключения послужил закон штата, требовавший, чтобы дарвинизм и “закон Божий” преподавались в школах как теории, а не как доказанный факт. Попечительские советы формировали тогда книжные фонды школ и публичных библиотек. Состояли они из представителей, как правило, богатой интеллигенции, выполняли функции цензуры, предписывали работникам школ и публичных библиотек изымать книги, которые члены этих советов сочли почему?либо нежелательными.

Лицедейство наблюдалось и в других школах. Так, департамент просвещения штата Калифорния вынес историческое постановление: изъять из всех школьных учебников упоминание об эволюционной теории Дарвина, как ненаучной, а саму теорию о происхождении человека признать за “сугубо личное предположение”. Общественные организации заявили, что действия департамента – это “невежество и шаг назад”. Их позицию поддержала “Национальная ассоциация учителей”.

Положение дел не спасло даже смелое решение Верховного суда штата Теннесси, который наконец?то признал неконституционным закон, который требовал отведения в учебниках места для изложения христианской версии сотворения человека.

 

Обезьяна не превратится в человека

Но судебный вердикт не примирил конфликтующие стороны. Атмосфера в обществе оставалась напряжённой. Разрядилась она лишь в 1982 г., да и то частично. Тогда эрудированная публика города Дейтона собралась на премьеру кинофильма “Приключения Дарвина”. Город был выбран не случайно: фильм показывали в здании колледжа, в котором когда?то признали виновным в “неслыханной ереси” учителя Скопса. На просмотре фильма присутствовал праправнук Дарвина – Френсис Дарвин, преподаватель Лондонского университета.

После премьеры состоялось обсуждение фильма, проходившего по сценарию судебного процесса. Дарвина защищал его праправнук, обвинял – один из студентов. Исход процесса решался голосованием студентов. И что же? За библейскую версию происхождения человека проголосовали 75% молодёжи, не скрывая, что они равнялись на своего учителя – декана биологического факультета колледжа У. Хоннинга, заявившего: “И миллионы лет не превратят обезьяну в человека!”

В городе Гривилл (15 миль от Дейтона) верующие родители возбудили судебное гражданское дело против школьного совета. Они обвинили совет в том, что тот заставляет их детей учиться по учебнику, в котором сказано, что человек произошёл от обезьяны. Окружной судья Томас Халл не усмотрел в действиях школьного совета ничего противоправного и иск не удовлетворил, но… апелляционный суд его решение поправил и предложил рассмотреть иск ещё раз (1984 г.).

Начался поход против дарвинизма: законодательные собрания почти 20 штатов выдвинули законопроекты, предусматривающие преподавание “божественного сотворения мира” наряду с теорией эволюции. Правда, законопроекты депутаты не приняли, за исключением штата Луизиана.

Тревогу забили общественные демократические организации, особенно “Граждане – за американский путь”. Они подготовили доклад, где сообщалось: цензура все чаще вмешивается в школьные дела – в идеи, информацию и методы обучения. Настаивали же на вмешательстве в основном “правые” организации, наиболее известные – “Обеспокоенные женщины Америки” и “Граждане – за улучшение качества образования”. Первая организация домогалась проведения в штате Теннесси второго “обезьяньего процесса” и преподавания в школах “закона Божия” вместо теории Дарвина или наряду с ней; вторая (ультрареакционная) преследовала практически аналогичные цели.

Государство разделилось по своему мировоззрению на “левых” и “правых”. Дела “правых” увенчались успехом: они внесли в “чёрный список” более 600 произведений литературы и истории.

В одних случаях это было сделано по решению судов, в других – по требованию ревнителей школьной “моральной и идеологической чистоты”. Из школьных программ изъяли книги: “Дневник Анны Франк”, “Ромео и Джульетта”, произведения Марка Твена, Диккенса, Хемингуэя, Стейнбека, Брэдбери…

Учение Дарвина затронуло самые сокровенные чувства человека, заставило его взглянуть по?новому на историю цивилизации. Цензоры же продолжают своё “чёрное дело” и поныне. В мае 2005 г. состоялось судебное разбирательство в штате Канзас. Аргумент прежний: теория Дарвина идёт вразрез с так называемой теорией “разумного замысла”.

Но в век научно?технического прогресса, компьютеризации и космической техники интеллигенция не допускала того, чтобы “закон Божий” преобладал над здравым мировоззрением человека. Для США памятен год, когда 22 американца (лауреаты Нобелевской премии) и 24 научные организации призвали Верховный суд штата Луизиана объявить неконституционным действующий закон, допускающий “науку о божественном создании мира”.

Социологические опросы, проведённые университетом штата Мичиган, показали: теорию эволюции сегодня принимают более 80% взрослого населения Ирландии, Швеции, Дании, Франции, 78% – Японии. Не верят ей – треть американцев (газета “Труд”, 2001, 13 февраля).

 

Против Дарвина – российский “чудо?ребёнок”

Волна религиозной антипатии к учению Дарвина докатилась и до современной России, где “никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст. 14 Конституции РФ). Однако находятся индивидуумы, которые желают “блеснуть” своей учёностью и “мировоззрением”.

В марте 2006 г. девочка Маша (фамилию не хочу называть), 15?летняя учащаяся петербургской гимназии, обратилась в суд с иском, указав, что не разделяет взгляд естествоиспытателя на происхождение человека от обезьяньего предка. Ответчиком по иску было привлечено Министерство образования России, которое якобы в своих программах навязывает её особе и другим школьникам единственную точку зрения о происхождении человека, так называемую “обезьянью теорию”.

Позицию юной антидарвинистки поддержал её папа, кандидат технических наук. По мнению папы и его дочурки, в гимназии преподают только одну дарвиновскую теорию о происхождении человека, чем ущемляют свободу совести и вероисповедания. Свою позицию Маша изложила на страницах “Российской газеты” 15 марта 2006 г.

“Признаю, что мной движет юношеский максимализм, – не без гордости рапортовало несовершеннолетнее чадо. – Но наше поколение не хочет всё принимать на веру. Мы против того, чтобы нам что?то навязывалось без серьёзной, убедительной аргументации. А у теории Дарвина, на мой взгляд, нет веских доказательств”.

Удивительная метаморфоза происходит с россиянами наших дней. Доктор экономических наук В. Медиков в книге “Тайны правителей мира” убеждённо и без тени юмора утверждает (Монография, эксклюзивное издание, 2008): “Отец (Бог – прим. А.С.) творит своих детей по образу и подобию своему. И не надо считать Бога недоумком (!) и подобием обезьяны (!). Тот, кто считает, что человек произошёл от обезьяны, либо глубоко заблуждается под воздействием злостных идеологов и средств массовой дезинформации, либо на самом деле не человек (!). Много их развелось на Земле?матушке. Этих двуногих особей (!) называют “дарвины”.

И о чём только думала Старая Англия, награждая Дарвина самыми высшими и престижными наградами в области биологии и естествознания?! Или когда в 1882 г. хоронила Дарвина с почестями в Вестминстерском аббатстве – рядом с Ньютоном, Бэконом и другими величайшими гениями Англии? О чём думали учёные других стран, избравшие Дарвина при жизни почётным членом 75 зарубежных академий и университетов?! Они признали, что теория Дарвина является единственной, согласующейся со всеми фактами, накопленными биологией, начиная с 1859 г., то есть с момента, когда вышла в свет книга “Происхождение видов”.

Отметим особо, что в России очерки “Чарлз Дарвин и его учение” появились в журнале “Отечественные записки” в 1864 г. (через пять лет после появления книги “Происхождение”). Автором очерков был К.А. Тимирязев. Для него дарвинизм был не просто научной теорией, а фундаментом передового научного мировоззрения. Русский учёный воспринимал выпад против науки как против истины. А за истину он умел сражаться.

С тех пор дарвинизм органически вписался в молекулярную биологию, подтверждение этому – недавнее сообщение российских учёных о том, что исследователям удалось полностью расшифровать ДНК шимпанзе, сравнить его с генетическим кодом человека. Выяснилось, что цепочка ДНК у нас идентична на 96%. “Это доказательство не происхождения человека от обезьяны, а нашего родства”, – сказал доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института общей генетики РАН Л. Животовский.

Суд по иску девочки Маши пока не состоялся. Причина вроде бы объективная: в суд не являются ни преподаватели гимназии, где учится “чудо?ребёнок”, ни учёные Санкт?Петербургского университета, приглашённые в качестве экспертов (биологи, философы). Суд размышляет…

Отметим: в 2009 г. католическая церковь признала теорию эволюции. Казалось бы, вопрос закрыт. Но в России, считавшейся до недавнего времени одной из самых грамотных стран мира, ревнители веры пытаются навязать обществу свою позицию.

Странно все это…

Сегодня 20% россиян поддерживают предложение об исключении теории Дарвина из школьных учебников (газета “Труд”, 2009, 16 марта). Налицо необъяснимое перевоплощение: в США Верховный суд запрещает преподавать мифологию о сотворении мира, католическая церковь признаёт теорию эволюции, а в России – всё наоборот…

В общем, взгляд и нечто!

 

А. СУХАРЕВ,

государственный советник юстиции
3 класса,

заслуженный юрист России.