Как обуздали Казанских бандитов (Журнал “Законность” № 2/2012)

Татарстан – первый в России регион, где с конца 1990-х годов смогли не только довести до судов дела так называемых ОПГ, но и, собрав убедительную доказательную базу, получить обвинительные приговоры каждому из участников преступных групп. У истоков этой уникальной операции, проведённой совместными усилиями правоохранителей разных ведомств, стоял заместитель прокурора Республики Татарстан Фарит Хабибуллович ЗАГИДУЛЛИН.


С начала 1990-х годов криминальные сводки пестрели сообщениями о заказных убийствах, разборках между преступными группами за контроль над лакомыми участками зарождающегося в стране частного бизнеса. Как правило, все группировки вышли из “казанского феномена”. Непокорных предпринимателей убивали и калечили, вынуждая остальных безропотно платить дань “крыше”.
– Тогда разборки между кланами достигли своего апогея, – говорит Фарит Хабибуллович. – К сожалению, раскрыть эти преступления было трудно – наши противники использовали новейшие средства связи, технически были оснащены куда лучше нас, да и на дело они шли после глубокой разведки. Потом скрывались, используя конспирацию.
И вот состоялось совещание, которым руководил С. Нафиев, бывший тогда прокурором республики. Он собрал в своём кабинете руководящих работников всех силовых ведомств с единственным вопросом: “Как раскрыть эти дела и обуздать преступность?”.
– Мы пришли к единому мнению – нужна большая подготовительная работа, сбор материалов, их анализ, – вспоминает Загидуллин.
Создали две группы: одна занималась преступлениями, которые совершали члены преступной группы “Жилка”, вторая – “Павлюхинские-Хадишенские”.
– Для следователей и оперативников, включённых в группы, сбор любой информации, касающейся ОПГ, стал приоритетной задачей, – говорит мой собеседник. – Потом я приблизительно сосчитал, что ребятам в те годы пришлось собрать и изучить не менее 16 тысяч материалов.
Любое упоминание об участии в том или ином деле группировки и каждого её члена в отдельности систематизировалось и вносилось в базу данных. А ведь тогда на территории Татарстана действовало примерно 1000 преступных групп, и во многих состояло по нескольку сотен бойцов. Изучалось всё – взаимоотношения между главарями и их подчинёнными, иерархия, роль каждого участника в подготовке и проведении криминальных операций. Изучались и уголовные дела, когда-либо возбуждённые по фактам преступлений, инкриминируемых какой-либо преступной группе или её активному участнику. Тщательно изучались и те дела, по которым были вынесены оправдательные приговоры, и те, которые не дошли до суда.
Это стало приносить свои плоды. К тому же в системе МВД появились компьютерные базы данных. Когда следователи и оперативники поняли, что пора приступать к завершающей стадии, начались аресты. Иногда выжидали тактически выгодные ситуации.
– Мы – первый регион, где, не имея опыта в подобных делах, смогли организовать и обеспечить защиту свидетелей по делам ОПГ! – заключает Фарит Загидуллин. – Несмотря на усилия лиц, покровительствовавших преступникам, на попытки подкупа и угроз, все получили обвинительные приговоры.

Л. ИСАЕВА