Родитель, чьи родительские права ограничены судом, утрачивает статус законного представителя ребёнка, а также право на личное воспитание ребёнка, и, следовательно, такой родитель не может принимать участие в решении вопроса о даче согласия на выезд несовершеннолетнего ребёнка за границу.
М.В. обратилась в суд с иском к М.Е. об ограничении его родительских прав, выдаче разрешения на право выезда за границу несовершеннолетнего ребёнка в сопровождении матери М.В. или с её нотариального согласия без получения согласия на выезд от отца ребёнка. В обоснование требований указала, что состояла с ответчиком в браке, от которого имеет дочь 2004 года рождения. В 2007 г. брак был расторгнут. Ответчик – инвалид II группы по общему заболеванию, страдает психическим заболеванием, состоит на учёте у психиатра.
Решением районного суда от 20 января 2011 г. иск удовлетворён частично. М.Е. ограничен в осуществлении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. В удовлетворении исковых требований М.В. о выдаче разрешения на право выезда за границу несовершеннолетнего ребёнка в её сопровождении или с нотариального согласия истца без получения согласия на выезд от отца ребёнка отказано.
Определением городского суда от
16 мая 2011 г. решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе М.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования М.В. об ограничении М.Е. в осуществлении родительских прав в отношении его несовершеннолетней дочери, суд, руководствуясь положениями п. 2 ст. 73 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которым ограничение родительских прав допускается, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) опасно для ребёнка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств и др.), пришёл к выводу о том, что для этого есть основания, так как поведение ответчика М.Е. в связи с наличием у него психического заболевания опасно для ребёнка.
Отказывая в удовлетворении иска М.В. в части заявленного ею требования о выдаче разрешения на право выезда за границу несовершеннолетнего ребёнка в сопровождении матери или с её нотариального согласия без получения согласия отца, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств чинения препятствий ответчиком в выезде истца с несовершеннолетней дочерью за границу и отказе в даче соответствующего согласия.
С судом первой инстанции согласился суд второй инстанции.
Определением Верховного Суда РФ от 20 марта 2012 г. состоявшиеся судебные постановления отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований М.В. По делу в этой части принято новое решение, которым удовлетворён иск М.В. к М.Е. о выдаче разрешения на право выезда за границу несовершеннолетнего ребёнка в сопровождении М.В. или с нотариального согласия М.В. без получения согласия на выезд от отца М.Е.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Родители являются законными представителями ребёнка (п. 1 ст. 64 СК РФ).
Согласно п. 1 ст. 74 СК родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребёнка.
Родители, ограниченные в родительских правах, как следует из содержания ст. 121 СК, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов.
По смыслу приведённых положений СК, родитель, чьи родительские права ограничены судом, утрачивает статус законного представителя ребёнка, а также право на личное воспитание ребёнка, и, следовательно, такой родитель не может принимать участие в решении вопроса о даче согласия на выезд несовершеннолетнего ребёнка за границу. В связи с этим мать ребёнка М.В. не обязана получать у ограниченного судом в родительских правах М.Е. согласие на выезд несовершеннолетней дочери за границу, так как в период применения к нему такой меры он не вправе быть законным представителем ребёнка.
В соответствии со ст. 63 СК родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Реализация родительских прав, связанных с воспитанием и развитием детей, предполагает решение родителями вопросов в том числе и по обеспечению отдыха детей, и по принятию решения о выезде ребёнка за границу.
Между тем суд, ограничив отца ребёнка в родительских правах и отказав матери ребёнка в удовлетворении требования дать разрешение на выезд ребёнка за границу без получения согласия на это со стороны отца ребёнка, фактически создал неустранимое препятствие для осуществления матерью ребёнка родительских прав в части планирования и организации отдыха ребёнка за границей.
С учётом предусмотренных СК правовых последствий ограничения родительских прав суд, удовлетворяя требование М.В. об ограничении отца ребёнка в родительских правах, должен был удовлетворить и другое требование М.В. как законного представителя ребёнка – о выдаче разрешения на право выезда ребёнка за границу без согласия отца ребёнка, поскольку это требование следует из требования об ограничении родительских прав отца ребёнка и обусловлено установленными законом правилами выезда несовершеннолетних граждан РФ за пределы территории РФ.