Заботы военного прокурора (Журнал “Законность” № 11/2013)

Тот, кто год назад побывал в военной прокуратуре Костромского гарнизона, не может не заметить сегодня разительных перемен. У каждого офицера и гражданского служащего теперь просторный отдельный кабинет, оборудованный всем необходимым. Есть комната для дознавателей, зал для проведения судебных заседаний. Стоит добавить, что все офицеры обеспечены служебными квартирами. Изменения произошли с приходом весной 2012 г. нового военного прокурора – подполковника юстиции Сергея Александровича Макарова.

“Это чисто внешняя сторона, хотя и существенная для повышения эффективности работы, – считает он. – Куда важнее решать текущие вопросы на системной основе. Ведь мою теперешнюю должность не сравнить с предыдущими – ни по мере ответственности, ни по объёму работы”.

Сергею Александровичу есть с чем сравнивать: после окончания прокурорско-следственного факультета Военного университета начинал следователем, служил в Чеченской Республике, затем – старшим следователем, помощником и заместителем военного прокурора гарнизона.

Сразу после назначения на нынешнюю должность Макаров начал с проверки хранения оружия и боеприпасов, реализации антитеррористических мероприятий в воинских частях. Но затем основное внимание сосредоточил на обеспечении военных городков теплом, выплате денежного довольствия и зарплаты.

“Сейчас наиболее актуальная задача – обеспечение надзора за работой в войсках системы аутсорсинга, – говорит он. – Это объёмная сфера деятельности, которая требует скрупулёзного подхода.

К тому же тут много нового в организации работы самой гарнизонной прокуратуры. Например, практика показала – внесение прокурорских представлений, хотя и результативно, но его эффективность несколько ниже, чем исковые заявления. Поэтому сейчас чаще идём по пути судебного принуждения сторонних коммерческих организаций, задействованных в системе аутсорсинга, к безусловному исполнению госконтрактов и устранению выявленных нарушений. Причём по всему диапазону услуг – от питания военнослужащих до прокладки инженерных коммуникаций”.

Контролировать организацию питания помогают местные структуры Роспотребнадзора и Россельхознадзора, откуда приглашают в помощь специалистов. По результатам совместных проверок возбуждаются производства об административных правонарушениях в отношении виновников.

“Системная работа приносит свои плоды: примерно в половине случаев нарушения устраняются ещё до суда, – продолжает Макаров. – Одними организациями – после подачи искового заявления, другими – после предварительного слушания дела. Наша работа постепенно переходит в разряд профилактической”.

На заседания суда офицерам прокуратуры приходится ездить в Ярославский гарнизонный военный суд. Но иногда судьи сами приезжают в Кострому, в новый зал заседаний прокуратуры. Ремонт в этом некогда запущенном помещении проведён в прошлом году по инициативе Макарова.

Есть коллективы, где Сергей Александрович лично бывает не реже одного раза в квартал. Даже если там всё благополучно. К примеру, часть, которую возглавляет подполковник А. Черешнев, военный прокурор и его подчинённые в 2012 г. посетили семь раз.

“Повышенное внимание объясняется спецификой решаемых там задач, – поясняет Макаров. – Кстати, в этой части наконец-то удалось справиться с многолетней проблемой – добиться официального определения границ запретной зоны и запретного района. Губернатор Костромской области С. Ситников издал инициированное военной прокуратурой соответствующее постановление”.

Непосвящённых не должно вводить в заблуждение само название – Костромской гарнизон. До некоторых поднадзорных частей и учреждений от Костромы свыше 500 километров. Да ещё нередко по таким дорогам, которые для легкового автомобиля являются непростым испытанием…

“Сегодня превалируют проблемы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, – говорит Макаров. – Это обусловлено, в первую очередь, тем, что ОАО “РЭУ” и ОАО “Славянка” приняли объекты по госконтрактам, где прописано: они занимаются текущим обслуживанием и эксплуатацией. Но большая часть оборудования тех или иных объектов, инфраструктуры требует замены, т. е. капитального ремонта, который в контракте не предусмотрен. В то же время очевидно: необходимо продумать и официально закрепить главные функции за собственником – департаментом имущественных отношений Минобороны России, изменить и сам порядок заключения контрактов”.

Сейчас прокуратура гарнизона работает с заинтересованными организациями по решению проблем ЖКХ.

До ЧП в зимний период дело не доходило. Но в начале отопительного сезона в одном из гарнизонов, а также в Академии РХБЗиИВ были определённые проблемы, которые удалось оперативно решить. В частности, для этого в прокуратуру Костромского гарнизона приглашались представители коммерческих компаний, осуществляющих транзит тепловой энергии. Эта деятельность координировалась с коллегами из территориальных прокуратур; в результате никто без тепла не остался. И сейчас это направление – под постоянным наблюдением.

Как обстоит дело с уровнем преступности в воинских частях и учреждениях?

“В целом ситуация в частях контролируема командирами, хотя встречаются преступления и насильственного характера, и допущенные по неосторожности, – констатирует Сергей Макаров. – Возбуждаются уголовные дела, принимаются меры прокурорского реагирования. Но уровень преступности в гарнизоне по итогам 2012 г. снизился на 34 процента”.

Сказывается профилактическая работа совместно с командирами частей. Она спланирована по категориям: с военнослужащими по призыву, с контрактниками, с офицерским составом – там акцент, прежде всего, на офицеров ротного звена. Работа по профилактике правонарушений проводится и самими сотрудниками военной прокуратуры, и приглашёнными специалистами Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Не менее важна защита прав граждан, не только военнослужащих и членов их семей. Каждое обращение в военную прокуратуру – это человеческие судьбы, справедливое решение той или иной проблемы. Приведу один пример.

Так, за помощью обратилась М. Степанова. После смерти отца, В. Зайцева, она пришла в военный комиссариат с заявлением о возмещении расходов, связанных с приобретением и установкой надгробного памятника, но ей было отказано: дескать, умерший не являлся ветераном. Военный прокурор Костромского гарнизона подал исковое заявление в районный суд о признании права на возмещение расходов в размере

23 004 руб. В результате исковые требования были удовлетворены. Основной аргумент: В. Зайцев был несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, а эта категория граждан приравнена к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Им после выхода Федерального закона “О ветеранах” предусмотрены льготы, в том числе по расходам на погребение.

Справляться с возрастающим объёмом работы помогает как грамотная организация труда всего коллектива, так и квалификация сотрудников военной прокуратуры.

…Находится ли при столь напряжённой работе время для отдыха? С трудом, но случается – Сергей Александрович окончил музыкальную школу, играет на пианино. Охотно читает и благодаря отличной памяти цитирует отрывки из любимых произведений. В этом заслуга его мамы – учителя русского языка и литературы.

Но сейчас главный объект внимания в его семье – дочь Арина, которая родилась в прошлом году. Сейчас она в Костроме, а где будет через несколько лет, неизвестно – нелёгкая служба её папы продолжается.

С. Устинов.

Фото автора.