Всегда в строю (Журнал “Законность” № 5/2013)

В селе Валуевка Ремонтненского района Ростовской области 28 апреля 1922 г. родился Стефан Семенович ПАНЕНКО. Он рос в большой семье, где было тринадцать детей. Старшие помогали младшим, а все они с детства трудились. Отец, Семён Михайлович, был хлеборобом и кузнецом, гордился своим именем-отчеством, как у героя Гражданской войны Будённого, в составе конной армии которого служил, имел именное оружие.

В семнадцать лет Стефан окончил школу. Мечтал поступить в институт, но отец распорядился по-другому: нужны были рабочие руки. И сын в тракторной бригаде колхоза “Красный боец” освоил специальности тракториста, комбайнёра, шофёра.

– Стефан Семёнович, Вы помните, как началась война?

– Хорошо помню июньский воскресный день 1941 г., когда была нарушена наша мирная жизнь. Из чёрной “тарелки” репродуктора сообщили о нападении Германии. Люди собирались на митинги, плакали женщины и дети. Мужики высказывали готовность идти на фронт, громить врага и защищать Родину. Ребята,

в том числе и я, рвались в армию, осаждали военкомат. Но призвали не сразу: надо было убрать урожай на колхозных полях до середины октября 1941 г. После этого меня с группой более двух тысяч человек направили в сторону Сталинграда. Путь был долгим, изнурительным, до Дубовки вдоль Волги и дальше – до Ульяновска. Недоедали, недосыпали…

В начале 1942 г. я попал на Волховский фронт. Определили меня, бывшего механизатора, не танкистом, как я хотел, а в 523-ю отдельную кабельно-шестовую роту связи, чья задача была – обеспечить командование связью под прицелом врага. Немцы сутками стреляли, приходилось устранять порванную связь каждый час под обстрелами и бомбёжками. Это страшно, когда каждый день погибали солдаты, молодые товарищи. Привыкнуть и смириться со смертью трудно…

Мы помогали блокадному Ленинграду. У них там был голод, холод, постоянные бомбёжки, люди ждали нашей помощи. И советские войска готовились к прорыву блокады. По ночам к передовой шла пехота, артиллерия, связисты прокладывали линии связи в любую, часто плохую погоду и ночью, чтобы не выдать себя. Нашей роте довелось обеспечивать связью дивизион знаменитых “Катюш”.

– Какой момент Вам особенно запомнился в ленинградской эпопее?

– 12 января 1943 г., когда в половине десятого утра вся мощь артиллерии всех калибров 2-й Ударной и 8-й армий Волховского, Ленинградского фронтов ударила по вражеским позициям. Несколько дней наши войска продвигались вглубь обороны фашистов, ломая глубоко эшелонированные укрепления. Бои шли семь суток. Связисты не смыкали глаз. Победа была за нами!

– Как сложилась Ваша дальнейшая фронтовая судьба?

– Я участвовал в освобождении Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, Прибалтики, Эстонии, которые пришлось пройти пешком. Война для меня завершилась в апреле 1945 г. на острове Эзель, а победу со своей ротой мы встретили в местечке Пирита недалеко от Таллина. Были настоящие торжества, канонада гремела из всех видов стрелкового оружия. Это было незабываемое ликование!

– Расскажите, пожалуйста, о своих наградах.

– Орден Отечественной войны II степени, две медали “За боевые заслуги”, медали “За оборону Ленинграда”, “За победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, пятнадцать юбилейных медалей, знак “Ветеран Волховского фронта”.

– Как сложилась Ваша мирная жизнь?

– После войны я продолжил службу в армии. Окончил курсы, стал офицером – политработником, был замполитом, секретарём партбюро батальона, полка. Служил семь лет в Германии, затем – в Анапе. Уволен в запас в 1960 г. в звании майора танковых войск. Работал на различных должностях на “гражданке” и одновременно учился в Краснодарском филиале ВЮЗИ. После его окончания работал помощником прокурора г. Херсона. С 1972 г. – старшим помощником прокурора г. Новороссийска. Сорок лет отдал службе Закону. Имею классный чин – младший советник юстиции. С учётом военного звания получается – дважды майор. Юридические знания применяю и сейчас: разъясняю гражданам правовые вопросы. Слежу за новинками юридической литературы, новыми законами. В Приморском районном и Новороссийском городском советах ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов веду приём граждан, даю бесплатные юридические консультации. Всего принял полторы тысячи граждан. Кроме того, участвую в патриотическом воспитании молодёжи, за мной закреплены две школы в г. Новороссийске, встречаюсь с учащимися, преподавателями и рассказываю им о войне. Общаюсь с молодыми коллегами из городской прокуратуры. Мой опыт востребован и, как говорится, “старость меня дома не застанет”. За плечами – более семидесяти лет трудовой и общественной работы.

– Известно, что Вы играете на баяне. Как давно?

– Заслуга в этом мамы, Варвары Ефимовны. Она любила песни и настояла на том, чтобы приобрести гармошку. Я быстро освоил и полюбил инструмент. На слух подбирал мелодии, в селе слыл лучшим гармонистом. Во время войны, когда была возможность, брал в руки гармонь, она помогала скрашивать тяжкие военные будни.

С гармошкой не расстаюсь и сейчас, играю в совете ветеранов, школах и, конечно, дома. В 2011 г., на 65-летие Победы, прокурор Краснодарского края Л. Коржинек вручил мне новый баян. Для меня это – самая высокая награда! Сотрудники Новороссийской городской прокуратуры тоже меня не забывают, навещают, приглашают на встречи в коллектив. Внимателен к фронтовикам прокурор города А. Казимиров. Я награждён медалью “Ветеран прокуратуры”, орденом “За вклад в Победу”.

– Стефан Семёнович, расскажите о семье и секретах Вашего долголетия!

– Семья большая, дружная. Моя жена, Валентина Ивановна, много лет работала заведующей библиотекой. У нас две дочери, пять внуков и восемь правнуков, так что жизнь продолжается. Живы четыре брата, две сестры. Вместе отмечаем дни рождения, праздники. Секреты долголетия традиционны: всегда занимался спортом, делаю зарядку, принимаю контрастный душ. Не курю, спиртное – в меру. Написал воспоминания “Ступени моей жизни”, опубликованные в книге “Во имя жизни”, изданной в 2010 г. прокуратурой края.

В. Татаркин.