По административным делам (№ 12/2015)

Избиратель не вправе обжаловать решение о назначении председателя избирательной комиссии, как не затрагивающее его избирательных прав.

П. обратился в суд с заявлением о признаний незаконным постановления избирательной комиссии одного из субъектов РФ о назначении председателем территориальной избирательной комиссии района Б., ссылаясь на то, что, будучи гражданкой Российской Федерации, Б. не утратила и гражданство Украины, тогда как в соответствии с подп. “а” п. 1 ст. 29 Федерального закона от
12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, не могут быть членами избирательной комиссии.
Апелляционной инстанцией в удовлетворении заявления отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ решение суда отменила и прекратила производство по делу, указав следующее.
Разрешая требования П. по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что он имеет право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии. При этом суд руководствовался подп. 28 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому в понятие “избирательные права граждан” включается, наряду с другими правами, право участвовать в наблюдении за работой избирательных комиссий, и сделал заключение о том, что П. вправе оспаривать решение избирательной комиссии о назначении председателя территориальной комиссии.
С таким выводом не согласилась судебная коллегия Верховного Суда РФ, отметив, что право наблюдения за работой избирательной комиссии как элемент избирательных прав граждан заключается в наблюдении за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (подп. 42, 43 ст. 2, пп. 3, 4, 6, 7 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ).
Действующим избирательным законодательством предусмотрена возможность обжалования в суд решений комиссий, нарушающих избирательные права граждан.
В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Федерации.
Оспариваемое заявителем решение избирательной комиссии не связано с проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, в связи с чем ошибочным является вывод о том, что обращение заявителя в суд обусловлено реализацией его права по наблюдению за работой избирательной комиссии.
Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии, принятое по организационному вопросу, избирательные права П. со всей очевидностью не затрагивает, у суда первой инстанции не было правовых оснований для принятия заявления к производству и разрешения заявленных требований по существу.
Этот вывод согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пп. 14 и 20 постановления от 31 марта 2011 г. № 5 “О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.