Трудовой договор с руководителем организации (учреждения) не может быть расторгнут по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, если руководителем является женщина – одинокая мать, воспитывающая ребёнка в возрасте до четырнадцати лет.
С. работала в должности директора областного государственного учреждения “М”, с ней был заключён трудовой договор. В связи с изданием правительством области распоряжения о замене исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции и полномочия учредителя областного казённого учреждения “М”, с С. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 29 мая 2012 г., согласно которому изменено наименование работодателя. С указанной даты работодателем для истца стало министерство области, распоряжением которого она была уволена на основании п. 2 ст. 278 ТК с 30 января 2013 г.
С., не согласившись с увольнением, обратилась в суд.
Решением районного суда от 8 мая 2013 г. исковые требования С. о восстановлении на работе удовлетворены.
Определением апелляционной инстанции областного суда от 18 июля 2013 г. решение о восстановлении на работе отменено, постановлено новое решение об отказе в восстановлении истца в ранее занимаемой должности.
В кассационном представлении заместитель Генерального прокурора РФ поставил вопрос об отмене определения областного суда и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положением ч. 4
ст. 261 ТК, пришёл к выводу о наличии безусловных оснований для восстановления истца в ранее занимаемой должности, исходил при этом из того, что указанной нормой закона установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до четырнадцати лет.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным увольнения С, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в случае расторжения трудового договора с руководителем организации на основании ст. 278 ТК положения ст. 261 ТК, устанавливающие запрет на увольнение по инициативе работодателя одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, не подлежат применению. При этом судебная коллегия исходила из того, что суд лишил ответчика как уполномоченного органа права действовать в интересах учреждения при расторжении трудового договора с руководителем.
Определением Верховного Суда РФ от 21 марта 2014 г. апелляционное определение областного суда от 18 июля 2013 г. отменено, оставлено в силе решение районного суда от 8 мая 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала вывод апелляционной инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений ст. 261 ТК, устанавливающей гарантии для одиноких матерей, воспитывающих ребёнка в возрасте до 14 лет, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно п. 2 ст. 278 ТК помимо оснований, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Частью 4 ст. 261 ТК установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя одинокой матери, воспитывающей малолетнего ребёнка – ребёнка в возрасте до четырнадцати лет (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК).
Эта статья относится к числу специальных норм, предоставляющих определённым категориям работников повышенные гарантии. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.
Нормы ТК (ст. 3) запрещают ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения. Увольнение руководителя организации (учреждения) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора, по существу, является увольнением по инициативе работодателя. Глава 43 ТК, регулирующая особенности труда руководителя организации, не содержит норм, исключающих предоставление этим лицам гарантии, установленной ч. 4 ст. 261 ТК, в виде запрета на увольнение по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, за исключением увольнения по основаниям, перечисленным в указанной части. Следовательно, трудовой договор с руководителем организации (учреждения) не может быть расторгнут по п. 2 ст. 278 ТК, если руководителем является женщина – одинокая мать, воспитывающая ребёнка в возрасте до четырнадцати лет.