По административным делам (№ 5/2014)

Сокращённое написание наименования субъекта РФ в адресе места жительства сборщика подписей не является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Д. обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 от 26 июля 2013 г. № 12 “О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цыбиковой Н.Б.”, ссылаясь на то, что адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, в представленных подписных листах указан не в полном объёме. Заявитель полагал, что сокращение наименования субъекта в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, недопустимо, так как препятствует однозначному восприятию сведений.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 12 августа 2013 г. заявление удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к заключению, что сокращение в адресе места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, наименования субъекта РФ свидетельствует о неполноте сведений о сборщике подписей, что в силу подп. “з” п. 64 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г.
№ 67-ФЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
При этом суд исходил из того, что регистрация кандидата Цыбиковой нарушает принцип равенства всех кандидатов, гарантированный ст. 39 названного закона, который предусматривает возможность сокращения слов и дат исключительно в отношении сведений об избирателях, которые являются жителями избирательного округа, в то время как лица, осуществляющие сбор подписей избирателей, могут проживать за его пределами.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными предусмотрен п. 64
ст. 38 названного закона. Пунктом 12
ст. 37 закреплена обязанность лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, заверить каждый подписной лист, собственноручно указав в том числе адрес места жительства, который согласно п. 5 ст. 2 указанного закона включает наименование субъекта Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры.
Таким образом, необходимость указания в подписных листах в адресе места жительства сборщиков подписей наименования субъекта РФ является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Вместе с тем судебная коллегия не согласилась с позицией суда, расценившего сокращённое написание в подписных листах в адресе сборщиков подписей избирателей наименования субъекта РФ (“РБ” вместо “Республика Бурятия”) как отсутствие одной из составляющих понятия адреса места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Цыбиковой, по следующим основаниям.
Исходя из буквального толкования подп. “з” п. 64 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществлявшее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющих объём сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дату своего рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
Между тем в строке “Подписной лист удостоверяю” каждого подписного листа содержатся все сведения, перечисленные в подстрочечном тексте подписного листа Приложения 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ, в том числе и наименование субъекта РФ.
Кроме того, судебная коллегия обратила внимание на то обстоятельство, что сборщики подписей Цыдыпова Э.Ц. и Цыдыпова С.К. проживают в том же районе Республики Бурятия, что и избиратели, поставившие в подписных листах подписи в поддержку выдвижения кандидата Цыбиковой, что исключает любое иное прочтение наименования субъекта РФ, кроме Республика Бурятия.
Более того, из содержания отдельных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, следует, что в Республике Бурятия допускается в официальных наименованиях сокращённое написание названия республики как субъекта РФ (Указом Президента Республики Бурятия от 30 декабря 2010 г. № 163 “Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти Республики Бурятия” предусмотрено сокращённое название государственного казённого учреждения Республики Бурятия “Лесничество” – ГКУ РБ “Лесничество” и др.).
Из Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах РФ, утверждённых постановлением ЦИК РФ от 13 июня 2012 г. № 128/986-6, Центральная избирательная комиссия РФ, давая в п. 12 подразд. 32 “Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными” разъяснения подп. “з” п. 64 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, указала, что он применяется аналогично п. 5, содержащему разъяснения вопроса, в каких случаях подпись избирателя признаётся недействительной в связи с неполнотой указанных в подписном листе сведений, а именно при условии отсутствия каких-либо сведений о сборщике подписей, требуемых законом.
С учётом изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что сокращённое написание “Республика Бурятия” в виде двух прописных букв в адресе места жительства сборщика подписей в подписных листах, представленных в избирательную комиссию кандидатом Цыбиковой, нельзя расценить как представление лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, сведений о себе не в полном объёме или отсутствие в адресе места жительства сборщика подписей наименования субъекта РФ, а также не может свидетельствовать о нарушении закреплённого в ст. 39 Федерального закона от
12 июня 2002 г. № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.