Избирательные комиссии не наделены полномочиями по проверке решений политической партии об исключении кандидатов из списка.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 29 августа 2013 г. на основании решения высшего совета ЛДПР от 23 августа 2013 г. Б., М. и X. исключены из республиканской части списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским региональным отделением этой политической партии.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 5 сентября 2013 г. заявление Б., М. и X. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия от 29 августа 2013 г. удовлетворено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ это решение отменила и приняла новое решение об отказе заявителям в удовлетворении требований, указав следующее.
В соответствии с п. 32 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
При рассмотрении дела суд проверил полномочия и порядок принятия решения высшим советом политической партии ЛДПР и пришёл к обоснованному выводу о том, что указанный руководящий орган партии наделён такими полномочиями.
Как видно из решения высшего совета политической партии ЛДПР от 23 августа 2013 г., Б., М. и X. исключены из списка кандидатов на основании подп. “б” и “е” п. 5.12 Устава политической партии ЛДПР (самоустранение кандидата от участия в выборной кампании, нарушение избирательного законодательства, устава и решений руководящих органов ЛДПР), конкретные действия, явившиеся поводом для принятия такого решения, изложены в протоколе заседания высшего совета партии (неучастие указанных кандидатов во встречах с избирателями, в телевизионных и радиовыступлениях, отказ от проведения массовых агитационных мероприятий, невыполнение требований и распоряжений председателя ЛДПР, руководящих органов партии, связанных с подготовкой и проведением избирательной кампании, и другие обстоятельства).
Представитель политической партии ЛДПР в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил эти обстоятельства.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 9 ноября 2009 г. № 16П, не признавая противоречащим Конституции РФ п. 32 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, указал, что исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты должно быть обусловлено действиями (бездействием) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, и осуществляться на основе мотивированного решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд не принял во внимание указанные обстоятельства, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5.
Решение высшего совета политической партии ЛДПР об исключении Б., М. и X. из списка кандидатов в депутаты было мотивированным, обусловленным конкретными действиями (бездействием) лиц, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения.
Кроме того, судебная коллегия отметила, что избирательное законодательство не наделяет соответствующие избирательные комиссии полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью политических партий и проверке принятых ими решений об исключении кандидатов из выдвинутого ими списка кандидатов.
При таком положении оснований для признания оспариваемого постановления Избирательной комиссии у суда не было.