По гражданским делам (№ 12/2013)

Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 9 октября 2013 г. № 437 “Об утверждении Правил формирования списков работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Анапский межрайонный прокурор Краснодарского края обратился в суд в интересах Б. с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на территории города-курорта не ниже установленных социальных норм.

Требование мотивированы тем, что Б. состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения” в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 9 сентября 2011 г. № 2448., однако Б. жилым помещением не обеспечена, что нарушает её права.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 9 ноября 2011 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ответчика предоставить Б. по договору социального найма жилое помещение на территории города Анапы площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающее техническим требованиям применительно к этому населённому пункту после поступления денежных средств на указанные цели из краевого бюджета.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 марта 2012 г. резолютивная часть решения суда изменена. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Анапа предоставить Б. изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм в рамках реализации краевой целевой программы “Дети Кубани” на 2009–2012 годы в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мере поступления денежных средств.

В кассационном представлении первого заместителя Генерального прокурора РФ поставлен вопрос о передаче представления с делом для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и изменении принятых судебных постановлений: исключении из резолютивной части решения Анапского городского суда Краснодарского края указания о предоставлении жилья после поступления денежных средств, исключении из резолютивной части определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда указания о предоставлении Б. изолированного, пригодного для проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы “Дети Кубани” на 2009–2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мере поступления денежных средств.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение о передаче кассационной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК).

При изучении доводов кассационного представления по материалам дела, истребованного судьёй Верховного Суда РФ, установлены основания для его передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Из материалов дела следует, что Б. родилась 2 сентября 1988 г., её мать умерла 12 марта 1998 г., отец не установлен, в свидетельстве о рождении записи внесены со слов матери.

Согласно постановлению главы администрации Анапского сельского Совета Краснодарского края от 15 февраля 1993 г.

№ 15 Б. находилась под опекой у бабушки.

В 2008 г. Б. вступила в брак, имеет двух малолетних детей.

Судом установлено, что Б. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

С учётом установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в части и обязали администрацию муниципального образования город-курорт Анапа предоставить Б. по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по мере поступления денежных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день принятия решения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьёй 8 Федерального закона от

21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ указанных правовых норм и содержание положений ст. 57 ЖК и ст. 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” показывает, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очерёдности лиц равной категории, а также от иных условий.

Положения ч. 2 ст. 57 ЖК не содержали указания на срок, в течение которого лицам указанной категории должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем реализовывать это право надо было незамедлительно после его возникновения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, согласившись с доводами кассационного представления первого заместителя Генерального прокурора РФ, пришла к выводу, что решение суда в части указания на предоставление Б. жилья, обусловленное поступлением денежных средств из краевого бюджета, не соответствует требованиям закона.

С учётом того, что доводы заслуживают внимания, кассационное представление прокурора с делом передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, но допущено нарушение норм материального права, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, вынесла новое решение, которым удовлетворено исковое заявление Анапского межрайонного прокурора Краснодарского края. Постановлено возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность предоставить Б. жилое помещение по договору социального найма на территории города-курорта Анапы не ниже установленных социальных норм.