По административным делам (№ 11/2016)

При возложении обязанности назначить досрочные выборы главы муниципального района суд неправильно применил норму федерального закона.

Прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с заявлением об определении срока, не позднее которого Собрание депутатов этого муниципального района должно назначить досрочные выборы главы района, указав, что полномочия главы муниципального района Хабаровского края Я. досрочно прекращены в связи с её отставкой по собственному желанию с 24 марта 2015 г., досрочные выборы главы муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством, должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев. Ссылаясь на положения абз. 2 ч. 31 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, прокурор полагал, что выборы главы района должны быть проведены в соответствии с ранее действовавшей редакцией Устава района, т. е. посредством прямых выборов, однако, несмотря на его неоднократные обращения в представительный орган муниципального образования, решение о назначении выборов не принято, чем нарушаются права избирателей.
Решением Хабаровского краевого суда от 23 июля 2015 г. требования прокурора удовлетворены. На Собрание депутатов района возложена обязанность в течение 45 дней с момента вступления вынесенного решения в законную силу назначить досрочные выборы главы района.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила это решение и приняла новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований прокурора, указав следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных названным федеральным законом. Глава муниципального образования, в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ст. 36).
Согласно уставу Вяземского муниципального района Хабаровского края (в редакции от 20 марта 2015 г.) глава муниципального района избирается проживающими на территории района гражданами на муниципальных выборах.
Законом Хабаровского края от 14 мая 2015 г. № 53 “О внесении изменений
в Закон края “Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае” (вступившим в законную силу 29 мая 2015 г.) установлен новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований края, по которому глава Вяземского муниципального района избирается представительным органом этого муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Соответствующие изменения в Уставе района были зарегистрированы 26 июня 2015 г.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о том, что Закон Хабаровского края от 14 мая 2015 г. № 53, изменивший порядок избрания главы муниципального образования, не подлежит применению, поскольку его положения вступили в законную силу позже даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования вправе был принять решение о назначении выборов главы, исходя из того, что такое право возникло с 25 марта 2015 г., т. е. со следующего дня после принятия отставки главы муниципального образования.
В соответствии с ч. 31 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в случае принятия закона субъекта РФ, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта РФ вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
В силу п. 7 ст. 10 названного закона решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Согласно п. 3 этой статьи днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов. В случае досрочного прекращения полномочий названных в п. 3 органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Проанализировав содержание приведённых положений и п. 3 ст. 111 Федерального закона № 67-ФЗ, судебная коллегия пришла к выводу, что досрочные выборы главы муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий, т. е. не позднее 20 сентября 2015 г. (последнее воскресенье шестимесячного срока), а дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы, исчисляется согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, т. е. не ранее чем за 90 дней до дня голосования, каковым в 2015 г. является 13 сентября.
Таким образом, решение о назначении выборов главы муниципального образования могло быть принято только в июне 2015 года, тогда как закон края вступил в законную силу 29 мая 2015 г., следовательно, избрание главы муниципального образования должно осуществляться по новому порядку.
При разрешении спора суд руководствовался п. 4 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, устанавливающим срок проведения досрочных выборов, и не учёл обязательные к применению предписания п. 7 этой же статьи, регулирующего порядок исчисления даты принятия решения о назначении выборов.
При таком положении у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, тем более что 1 июля 2015 г.,
т. е. до обращения прокурора в суд, Собрание депутатов Вяземского муниципального района приняло решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.