Приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не даёт правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счёт средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714, поскольку на эту категорию лиц его действие не распространяется.
Городской прокурор обратился в суд в интересах С., бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, к администрации муниципального образования, к правительству области о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильём и обязании предоставить средства на приобретение жилья.
Решением городского суда от 11 мая 2011 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил признать С. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать незаконным отказ правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильём, обязать правительство области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В остальной части иска отказано.
Определением кассационной инстанции от 14 июля 2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представителя правительства области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений в части признания незаконным отказа правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязании правительства области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объёму предоставляемых льгот социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники концлагерей.
Приведённые выводы судебных инстанций являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов” в связи с предстоящим 65?летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 г. № 5?ФЗ “О ветеранах”.
Этим нормативным актом уточнён порядок обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нём. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, не включена, и действие Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 7 на эту категорию лиц не распространяется.
Нельзя признать правомерной ссылку в решении суда на Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны”.
В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально?бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Этот Указ фактически утратил силу в части установления льгот в связи со вступлением в силу с 1 января 2005 г. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122?ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в п. 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведённая норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не даёт правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счёт средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714, поскольку на эту категорию лиц его действие не распространяется.
С учётом изложенных обстоятельств у суда не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильём в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714.
Однако следует учитывать, что ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5?ФЗ “О ветеранах” установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ “О ветеранах”. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения (подп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5?ФЗ “О ветеранах”).
Определением Верховного Суда РФ от 24 февраля 2012 г. состоявшиеся по делу судебные постановления в части признания незаконным отказа правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязания правительства области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения отменены.
По делу в указанной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований городского прокурора.