Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ.
Межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Е. к государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования РФ с заявлением о возложении обязанности предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение за 2010 календарный год в срок до 1 июня 2011 г.
Решением районного суда от 18 марта 2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд возложил на государственное учреждение обязанность предоставить Е. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2010 г. в соответствии с медицинскими показаниями в срок до 1 июня 2011 г.
Определением кассационной инстанции от 25 мая 2011 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.
В представлении заместителя Генерального прокурора РФ, поданном в Верховный Суд РФ до 1 января 2012 г., содержится просьба об отмене в порядке надзора состоявшегося по делу определения кассационной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции в связи с тем, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Судом установлено, что Е. является ветераном боевых действий в Афганистане и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение. 13 ноября 2009 г. Е. обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2010 г. предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на этот вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия областного суда исходила из того, что Е. в силу объективных причин в 2010 г. не мог быть обеспечен путёвкой на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи им заявления о предоставлении путёвки количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превысило установленную квоту по обеспечению этими льготами в 2010 г. Судебная коллегия указала также, что своим правом Е. мог воспользоваться только до 31 декабря 2010 г., на 2011 г. право получателей социальных льгот не переходит.
Определением Верховного Суда РФ от 4 мая 2012 г. определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда отменено, оставлено в силе решение районного суда.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий.
Статьёй 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
29 декабря 2004 г. № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению ветеранов боевых действий путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
При этом Фонд социального страхования РФ не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его права. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.