При расчёте тарифов на техническую воду необходимо учитывать динамику отпуска воды (отвода сточных вод) за последние три года.
ООО “Ярославльводоканал” обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приложения № 1 к приказу департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 г. № 127-вс/во “Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение и на транспортировку сточных вод на 2014 год”.
Решением Ярославского областного суда от 30 октября 2014 г. заявление удовлетворено.
Согласно п. 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г.
№ 406, тарифы на техническую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года.
При вынесении решения суд исходил из того, что при утверждении тарифа департаментом в нарушение названного пункта не учтена динамика отпуска воды и приёма сточных вод за последние три года, а также исключена часть экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Как следует из экспертных заключений, объёмные показатели на 2014 г. определены в размере, соответствующем показателям в 2012 г., однако динамика снижения объёмов поставки указанных видов услуг за последние три года департаментом не учтена.
Судом также установлено, что в нарушение пп. 38–44 и 51 Основ ценообразования при расчёте экономически обоснованных расходов, прибыли и необходимой валовой выручки, анализа их экономической обоснованности, сравнительном анализе принятых показателей, при расчёте размера тарифа на услугу водоотведения, оказываемую обществом в 2014 г., расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, уменьшены экспертом на 15 740,65 тыс. руб. При этом, как видно из пояснений эксперта, с расчётными ценами и экономическим обоснованием объёма ремонтных работ капитального характера он согласился.
С учётом изложенного суд первой инстанции указал на то, что оснований для снижения этих расходов у департамента не было.
Иные доводы общества судом обоснованно отклонены.
В частности, при расчёте тарифов на 2014 г. общество просило учесть недополученные доходы за 2010–2012 гг. в сумме 614 104 тыс. руб. (в том числе за 2010 г. – 143 011,8 тыс. руб.), которые возникли в связи с оказанием им услуг в объёме, меньшем, чем было определено департаментом при установлении тарифа на соответствующий год.
Согласно п. 2 Основ ценообразования “недополученные доходы” – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.
Исследовав представленные заявителем материалы, суд указал, что они не доказывают того обстоятельства, что снижение объёма поданной воды или принятых сточных вод произошло по причинам, не зависящим от общества, поэтому у департамента не возникло установленной в п. 15 Основ ценообразования обязанности по учёту размера недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифа на 2014 г.
При таком положении судебная коллегия пришла к выводу о законности принятого судом первой инстанции решения.