По административным делам (№ 10/2015)

Дополнение законодателем субъекта РФ перечня причин, по которым избиратель может проголосовать вне помещения для голосования, признано незаконным.

С. обратился в суд о признании недействующей нормы п. 1 ст. 83 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 г. № 27-з “О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области”, предоставляющей возможность участвовать в голосовании вне помещения для голосования всем избирателям, которые внесены в список избирателей на этом избирательном участке и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. Заявитель указывал на её противоречие п. 1 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
Решением Ярославского областного суда от 6 декабря 2013 г. заявление С. удовлетворено.
На указанное решение принесено апелляционное представление прокурором Ярославской области и поданы апелляционные жалобы Ярославской областной Думой, губернатором Ярославской области, избирательной комиссией Ярославской области.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для отмены решения суда, указав следующее.
В силу ст. 61 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” голосование проводится в помещении, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования.
Названным федеральным законом предусмотрено, что в тех случаях, когда избиратели не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования
(п. 1 ст. 66 Федерального закона).
Оспариваемая заявителем норма закона Ярославской области (п. 1 ст. 83) предоставляет возможность избирателям голосовать вне помещения для голосования по любым другим уважительным причинам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, признавая недействующей эту норму, пришёл к правильному выводу о том, что законодателем Ярославской области перечень оснований, по которым избиратель имеет возможность голосовать вне помещения для голосования, расширен по сравнению с соответствующей нормой федерального закона.
Несостоятельными признаны доводы заинтересованных лиц со ссылкой на п. 3 ст. 1 упомянутого федерального закона о том, что установленная оспариваемой нормой закона области возможность проголосовать вне помещения для голосования и по другим уважительным причинам является дополнительной гарантией для избирателей.
Судебная коллегия указала, что голосование вне помещения для голосования является исключением из общего порядка голосования и федеральным законодателем такая возможность предоставлена только в тех случаях, когда избиратель не может самостоятельно явиться в помещение для голосования по уважительным причинам, которые перечислены в п. 1 ст. 66 Федерального закона, – состояние здоровья, инвалидность.
В связи с этим возможность проголосовать вне помещения для голосования по любым другим уважительным причинам не может быть признана дополнительной гарантией.