Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 сентября 2014 г. № 493

«О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации»

В целях совершенствования работы по формированию высококвалифицированного кадрового состава органов прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь статьями 17 и 40.1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:
1. Организовать профессиональный психологический отбор при приеме кандидатов:
на службу в органы прокуратуры Российской Федерации;
на обучение в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, институты прокуратуры в составе государственных образовательных организаций высшего образования и на целевые места в иных государственных образовательных организациях высшего образования, с которыми Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соответствующие соглашения (договоры).
2. Утвердить Положение о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации.
3. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в трехмесячный срок подготовить методические рекомендации по проведению психологического обследования кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации.
4. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.04.1997 N 366-к “О проведении психодиагностического обследования”.
5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале “Законность”.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений, отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации
действительный государственный советник юстиции Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено
Приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15 сентября 2014 г. N 493

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБУЧЕНИЕ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения в органах прокуратуры Российской Федерации (далее – органы прокуратуры) мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также требования, предъявляемые к профессиональным и моральным качествам (далее – профессиональные требования) граждан, поступающих на службу в органы прокуратуры, обучение в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, институты прокуратуры в составе государственных образовательных организаций высшего образования и на целевые места в иных образовательных организациях высшего образования (далее – образовательные организации), с которыми Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соответствующие соглашения (договоры).
1.2. Психологический отбор в органах прокуратуры является составной частью системы психологического обеспечения деятельности органов прокуратуры, одним из видов профессионального отбора кадров.
1.3. В процессе психологического отбора проводятся комплексное изучение личности кандидата, принимаемого на службу в органы прокуратуры или обучение в образовательные организации, определение его профессиональной пригодности.
Оценка результатов изучения личности кандидата осуществляется по следующим основным параметрам (критериям): нравственные качества, уровень социализации, социальной активности, интеллекта, умственной работоспособности, широта кругозора и интересов, коммуникативные и организаторские качества, характерологические особенности, мотивационная сфера личности с ведущими мотивами деятельности, уровень нервно-психической устойчивости в сложных условиях деятельности, профессиональная направленность.
Особое внимание обращается на выявление неблагоприятных психологических факторов, снижающих адаптивные возможности кандидата к профессии прокурорского работника, и соответствующих им критериев профессиональной непригодности.
1.4. К профессиональным и моральным качествам граждан, поступающих на службу в органы прокуратуры или обучение в образовательные организации, независимо от специальностей и направлений обучения предъявляются профессиональные требования (Приложение N 1).
1.5. Целью психологического отбора является определение профессиональной пригодности кандидатов к успешной деятельности в органах прокуратуры и обучению в образовательных организациях.
1.6. Определение профессиональной пригодности осуществляется в процессе комплексного обследования личности с применением психологических методик, в ходе которого определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических качеств кандидатов профессиональным требованиям.
1.7. Психологический отбор в органах прокуратуры осуществляется лицами, имеющими высшее профессиональное (психологическое) образование, опыт практической работы в данной области, как правило, не менее 3 лет (далее – специалист-психолог). Специалистами-психологами могут быть прокурорские работники или федеральные государственные гражданские служащие.
1.8. Основными методами профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры и обучение в образовательные организации являются беседа с кандидатом, метод сравнения независимых характеристик, психологическое обследование (тестирование), метод наблюдения и анализ материалов личного дела кандидата.
Результаты, полученные в ходе применения указанных методов, сопоставляются, после чего делаются выводы о степени профессиональной пригодности (непригодности) кандидата к службе, обучению с отнесением его к той или иной группе профессиональной пригодности.
1.9. Общее организационно-методическое руководство и контроль за проведением профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры и обучение в образовательные организации осуществляет Главное управление кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – Главное управление кадров).
1.10. Результаты профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры и обучение в образовательные организации (далее – кандидаты) анализируются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах по итогам за полугодие и год.

2. Порядок проведения психологического обследования

2.1. Психологическое обследование кандидатов (далее – обследование) проводится по инициативе Главного управления кадров (его структурных подразделений), прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, начальников управлений (отделов) кадров прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, старших помощников по кадрам прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур.
2.2. Обследование проводится по психологическим методикам, рекомендованным Главным управлением кадров. При необходимости по согласованию с Главным управлением кадров перечень используемых в органах прокуратуры методик может быть дополнен.
2.3. Процесс обследования включает:
подготовительную стадию (анализ материалов личного дела, регистрация кандидата в журнале регистрации психологических обследований и др.);
психологическое тестирование, в ходе которого применяются психологические методики, а также методы сравнения независимых характеристик и наблюдения;
индивидуальную психологическую беседу;
завершающую стадию (составление заключения, при необходимости анализ иных материалов, характеризующих кандидата).

2.4. Обследование проводится в добровольном порядке на основании соответствующего направления (Приложение N 2).

2.5. На каждого кандидата, прибывшего на обследование, оформляется карта психологического обследования (Приложение N 3), в которой фиксируется согласие кандидата на проведение обследования. Отказ кандидата от обследования подтверждается его письменным заявлением. Отказ от обследования может являться основанием, препятствующим поступлению кандидата на службу в органы прокуратуры, учебу в образовательные организации, в случае отсутствия достаточных данных о наличии у кандидата необходимых профессиональных и моральных качеств.
2.6. В случае недостаточной определенности данных, полученных в процессе обследования, не позволяющих сделать однозначные выводы о профессиональной пригодности кандидата, кадровым подразделением по запросу специалиста-психолога представляются дополнительные материалы, характеризующие указанных лиц (характеристики, отзывы, заключения и др.).
2.7. При необходимости для уточнения отдельных данных может проводиться дополнительное обследование. Дополнительное обследование проводится не ранее чем через неделю.
При неудовлетворительных результатах первичного обследования повторное обследование кандидата проводится через год.

3. Порядок оформления заключения
о профессиональной пригодности

3.1. На основе анализа информации, полученной в процессе психологического отбора, специалистом-психологом оформляется заключение о профессиональной пригодности кандидата (Приложение N 4) для службы в органах прокуратуры или обучения в образовательных организациях.
В случае, когда обследование не было завершено из-за отказа кандидата, в карте психологического обследования и журнале регистрации психологических обследований (Приложение N 5) делаются соответствующие записи.
3.2. Заключение о профессиональной пригодности кандидата должно содержать систематизированное описание результатов обследования (описательная часть заключения), вывод (выводы) и рекомендации.
В описательной части заключения о профессиональной пригодности должен быть представлен психологический портрет, раскрыты индивидуальные особенности кандидата, особенности его поведения в разных ситуациях и сферах жизнедеятельности. Описание различных аспектов личности при составлении психологического портрета проводится с учетом взаимосвязи психологических качеств в целостной структуре личности. Текст описательной части должен быть составлен ясно, последовательно, без использования специальных терминов. Описательная часть должна логически обосновывать вывод (выводы).
3.3. В выводе (выводах) указывается группа профессиональной пригодности кандидата к службе в органах прокуратуры или обучению. Критерием определения группы профессиональной пригодности кандидатов является наличие соответствующего уровня развития профессионально важных качеств.
3.4. К первой группе профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь) относятся кандидаты, у которых имеется высокий уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно решать служебные и профессиональные задачи, в том числе в сложных условиях деятельности.
3.5. Ко второй группе профессиональной пригодности (рекомендуется) относятся кандидаты, у которых имеется средний уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно решать служебные и профессиональные задачи.
3.6. К третьей группе профессиональной пригодности (рекомендуется условно) относятся кандидаты, у которых имеется ниже среднего уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно решать служебные и профессиональные задачи в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения должностных обязанностей в сложных условиях деятельности.
3.7. К четвертой группе профессиональной пригодности (не рекомендуется) относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять должностные обязанности.
3.8. По результатам психологического отбора кандидата выносится одно из следующих заключений о его профессиональной пригодности к службе или обучению:
а) рекомендуется, в первую очередь, на службу в органы прокуратуры – полностью отвечает предъявляемым требованиям (I группа профессиональной пригодности); рекомендуется, в первую очередь, для направления на обучение;
б) рекомендуется на службу в органы прокуратуры – в основном отвечает предъявляемым требованиям (II группа профессиональной пригодности); рекомендуется для направления на обучение;
в) условно рекомендуется на службу в органы прокуратуры – частично отвечает предъявляемым требованиям (III группа профессиональной пригодности – кандидат назначается на должность при наличии большого количества вакантных мест); условно рекомендуется для направления на обучение;
г) не рекомендуется на службу в органы прокуратуры – не отвечает предъявляемым требованиям (IV группа профессиональной пригодности); не рекомендуется для направления на обучение.
3.9. Заключение о профессиональной пригодности кандидата подписывается специалистом-психологом и представляется для ознакомления кандидату и руководителю подразделения, в которое планируется назначение кандидата.

4. Порядок использования результатов обследования

4.1. Заключение о профессиональной пригодности кандидата носит информационный характер, используется при подготовке проектов управленческих решений по кадровым вопросам и приобщается к материалам личного дела прокурорского работника (кандидата). Информация о результатах обследования относится к информации ограниченного доступа. Использование информации о результатах обследования допускается только в служебных целях.
4.2. Заключение о профессиональной пригодности кандидата действительно в течение двух лет.
В случае необходимости повторное обследование может быть проведено до истечения указанного срока. При этом психологу руководителем кадрового подразделения представляется информация, отражающая обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения повторного обследования.
4.3. Заключения о профессиональной пригодности кандидатов, не поступивших на службу в органы прокуратуры или обучение в государственные образовательные организации, хранятся в органе прокуратуры, а по истечении года – уничтожаются.

Приложение N 1
(к п. 1.4)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГРАЖДАНАМ, ПОСТУПАЮЩИМ НА СЛУЖБУ
В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, доминирование социально значимых мотивов, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, патриотизм, преданность интересам Российской Федерации.
2. Достаточный уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложению информации, гибкость, глубина мышления. Правильность, понятность, выразительность устной речи, хорошее владение письменной речью. Широкий кругозор и эрудированность.
3. Зрелость личности, способность брать на себя ответственность за принятие решения, за свои действия и поступки; умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем; самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций.
4. Внутренняя организованность, исполнительность, чувство долга, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, энергичность, выдержка, настойчивость, целеустремленность, обязательность и аккуратность.
5. Высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительно воздействующих различных нагрузок, способность сохранять должную эффективность служебной деятельности.
6. Адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессиональной деятельности.
7. Способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками процесса общения, вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное, доброжелательное отношение к людям, гибкость коммуникативного взаимодействия, умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения.

Приложение N 2
(к п. 2.4)

Направление на психологическое обследование

Направление на психологическое обследование N _________________________

Направляется __________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(группа учета)           (фамилия, имя, отчество, год рождения)

на психологическое обследование с целью:

___________________________________________________________________________

(цель обследования)

Заключение прошу передать

___________________________________________________________________________

(код подразделения, фамилия работника кадрового подразделения)

телефон _______________________________________________________________

Начальник _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(код кадрового подразделения) (подпись) (расшифровка подписи)

Примечание. Группы учета лиц, направленных на обследование:

01 – граждане, поступающие на службу в органы прокуратуры;

02 – граждане,    поступающие    на    обучение    в    государственные

образовательные организации.

Приложение N 3
(к п. 2.5)

Карта психологического обследования

N __________                                      “__” ____________ 20__ г.

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________________

3. Образование,  в  каких  образовательных  организациях  учился(лась), что

и когда окончил(а): _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Профессия ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. В Вооруженных Силах Российской Федерации служил(а) _____________________

с _____ по __________ (если нет, то по какой причине) _____________________

___________________________________________________________________________

вид Вооруженных Сил (род войск) ___________________________________________

Отсрочки от призыва на военную службу ____________________, когда, на какой

(да, нет)

срок ___________________________, причины _________________________________

___________________________________________________________________________

6. Семейное положение _____________, профессия жены (мужа)________________,

наличие детей _____________________________________________________________

Я  настоящим  подтверждаю  то, что мое самочувствие, состояние здоровья

позволяют  мне  пройти  профессиональный психологический отбор для службы в

органах  прокуратуры  Российской  Федерации  (обучения  в   государственных

образовательных  организациях).  Порядок  проведения  отбора  разъяснен.  Я

согласен (согласна) на проведение обследования.

___________________________________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Начало работы __________________________________________

(указать время начала обследования)

Первый  этап.  Индивидуальная  беседа.  Данные,  полученные  в процессе

беседы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Второй этап. Выполнение методик

Наименования методик

Время, затраченное на выполнение методики

Дополнительные методики: __________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ

Наименования используемых методик

Группа профессиональной пригодности

Интеллект

Личностные качества

Итоговая

Должность специалиста-психолога

_______________________________

_______________________________      _____________      ___________________

(подпись)        (инициалы, фамилия)

“__” ____________ 20__ г.

Приложение N 4
(к п. 3.1)

Заключение

о профессиональной пригодности кандидата

(для службы в органах прокуратуры Российской Федерации, для обучения

в государственных образовательных организациях)

Ф.И.О. ________________________________________________________________

(дата рождения, образование)

___________________________________________________________________________

(дата тестирования, методики)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указывается  перечень  методов  и  методик  (тестов), например: анализ

материалов   личного  дела,  СМИЛ   (стандартизованный  метод  исследования

личности), метод наблюдения и др.)

1. Описательная часть

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Рекомендации (при необходимости)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Вывод (выводы)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Должность специалиста-психолога

_______________________________

_______________________________      _____________      ___________________

(подпись)        (инициалы, фамилия)

“__” ____________ 20__ г.

Приложение N 5
(к п. 3.1)

Журнал N ______

регистрации психологических обследований

___________________________________________________________________________

(наименование органа, подразделения)

Том N ______________

Начат ______________

Окончен ____________

На _____ листах

Журнал в ___ томах

N п/п

Дата обследования

Фамилия, имя, отчество

Кем направлен

Группа, профессиональной пригодности

Примечание

1

2

3

4

5

6

Примечание. Журнал регистрации психологических обследований ведется специалистом-психологом. Регистрация психологических обследований начинается ежегодно с первого номера. По окончании первого тома журнала заводится второй том, нумерация психологических обследований в котором продолжается в нарастающем порядке.