“Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования”
Анализ практики прокурорского надзора показал, что принимаемые правоохранительными органами меры по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере лесопользования неадекватны состоянию законности, а прокурорами данному направлению надзора не уделяется надлежащее внимание. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования весь комплекс мероприятий по установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, не используется.
В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением правоохранительными органами законов в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в рассматриваемой сфере, реализацией прокурорами этих полномочий, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:
- Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить эффективный и действенный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования.
1.2. Принимая во внимание, что указанные преступления в большинстве случаев совершаются в условиях неочевидности, систематически анализировать исполнение законов в ходе оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию таких преступных деяний.
Особое внимание обращать на своевременность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета; полноту принятых мер, направленных на установление имущества, подлежащего конфискации; соблюдение установленных правил изъятия документов, предметов, материалов в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и дознавателю.
1.3. Шире использовать полномочия по направлению материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором в рассматриваемой отрасли.
При наличии данных, указывающих на признаки административных правонарушений, вносить предложения о привлечении виновных к этому виду ответственности.
Иметь в виду, что основными критериями отграничения уголовно наказуемого деяния от административного правонарушения являются размер ущерба, причиненного лесному фонду и степень повреждения лесных насаждений.
1.4. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, совершенных в данной отрасли. В этих целях ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в Рослесхозе, Росприроднадзоре, их территориальных подразделениях и иных уполномоченных органах документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.
Для выявления правонарушений в сфере лесопользования осуществлять постоянный мониторинг публикаций средств массовой информации по этой теме. При наличии оснований реализовывать полномочия, предоставленные ч. 2 ст. 144 УПК РФ.
1.5. При осуществлении надзора за законностью постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела акцентировать внимание на объективности и полноте проведенной проверки, в том числе использовании органами предварительного расследования полномочий по проведению следственных и иных процессуальных действий, производство которых в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ допустимо в ходе рассмотрения сообщений о преступлении, а также на мотивированности и обоснованности изложенных в постановлении доводов.
1.6. Проверяя законность решений о возбуждении уголовного дела, оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. При изучении материалов доследственных проверок, на основании которых принято решение о возбуждении уголовных дел, обращать внимание на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении экологических требований, их взаимосвязь с наступившими последствиями.
Иметь в виду разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», согласно которым к предмету экологических преступлений не относятся деревья, кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.
1.7. При изучении поступивших копий постановлений о приостановлении предварительного расследования или о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о преступлениях в сфере лесопользования в случае признания их незаконными и необоснованными, в соответствии с положениями ст. 211 и 214 УПК РФ принимать меры к изучению материалов уголовного дела. В ходе анализа содержащихся в них сведений обращать внимание на своевременность и полноту следственных и иных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также на установление лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, использование в полном объеме экспертных возможностей и привлечение специалистов.
1.8. В случае выявления в ходе изучения материалов уголовного дела нарушений уголовно-процессуального закона отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного расследования, ссылаясь на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительному расследованию.
1.9. При поступлении уголовного дела в порядке ч. 6 ст. 220, ч. 4 ст. 225 и ч. 7 ст. 226.7 УПК РФ проверять соответствие содержащихся в обвинительном заключении (акте, постановлении) выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела, достаточность собранных по делу доказательств, правильность квалификации содеянного, а также соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.
В ходе изучения материалов уголовного дела учитывать качество составленных органами лесного хозяйства документов о правонарушении, наличие подробных расчетов, указание на конкретные нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие экологические правоотношения, которые были нарушены.
Особое внимание акцентировать на полноте принятых мер по установлению причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации.
Учитывать, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании должностными лицами своих служебных полномочий, но и во влиянии авторитета и занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими преступлений в лесной отрасли.
1.10. В каждом случае давать оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению и устранению причин, условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, в том числе при подготовке представлений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.
Ориентировать органы предварительного расследования на проведение мероприятий, предусмотренных ст. 115 УПК РФ «Наложение ареста на имущество», а также связанных с установлением собственников орудий преступления.
1.11. При изучении материалов уголовного дела обращать внимание на принятие правоохранительными органами исчерпывающих мер к возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в случаях, если потерпевшими не были заявлены гражданские иски, – самостоятельно заявлять соответствующие исковые требования.
- Наиболее проблемные вопросы исполнения законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка на данном направлении.
- Начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур:
3.1. Ежегодно обобщать и анализировать практику предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования и состояние прокурорского надзора на данном направлении деятельности.
3.2. Соответствующую информацию отражать в докладных записках об исполнении настоящего указания, которые представлять к 30 января в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере – в части, касающейся органов внутренних дел на транспорте;
военным прокурорам окружного звена – в Главную военную прокуратуру.
Докладные записки в части надзора за оперативно-розыскной деятельностью представлять в соответствии с требованиями секретного делопроизводства.
- Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главным управлением по надзору за следствием, управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в год осуществлять обобщение практики этой деятельности и ежегодно не позднее 1 марта представлять аналитические справки курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
- Настоящее указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
- Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации
действительный государственный советник юстиции Ю.Я. Чайка