По гражданским делам (№ 8/2014)

Нор­мы Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ “О де­неж­ном до­воль­ствии во­ен­нос­лу­жа­щих и пре­дос­тав­ле­нии им от­дель­ных вып­лат” не пре­дус­мат­ри­ва­ют ог­ра­ни­че­ний прав суп­ру­ги умер­ше­го ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы, сос­то­яв­шей с ним в бра­ке на день его смер­ти и дос­тиг­шей воз­рас­та 50 лет, на по­лу­че­ние еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции в свя­зи со вступ­ле­ни­ем впос­ле­д­ствии в но­вый брак.

Я. об­ра­ти­лась в суд с ис­ком к во­ен­но­му ко­мис­са­ри­а­ту Ярос­ла­вс­кой об­лас­ти об ос­па­ри­ва­нии от­ка­за в наз­на­че­нии еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции и про­си­ла приз­нать за ней пра­во на по­лу­че­ние еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции на ос­но­ва­нии Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ. В обос­но­ва­ние тре­бо­ва­ний ис­тец ука­за­ла на то, что яв­ля­ет­ся вдо­вой Я., умер­ше­го в 2002 г., ко­то­ро­му при жиз­ни бы­ла ус­та­нов­ле­на груп­па ин­ва­лид­нос­ти всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы. Пос­ле смер­ти му­жа ист­цу наз­на­че­на пен­сия по по­те­ре кор­миль­ца, ко­то­рая вып­ла­чи­ва­ет­ся до нас­то­я­ще­го вре­ме­ни. В свя­зи со вступ­ле­ни­ем в си­лу Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ, ус­та­но­вив­ше­го пра­во чле­нов семьи умер­ше­го (по­гиб­ше­го) ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы на по­лу­че­ние еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции, Я. об­ра­ти­лась к от­вет­чи­ку с за­яв­ле­ни­ем о наз­на­че­нии ука­зан­ной ком­пен­са­ции, од­на­ко по­лу­чи­ла от­каз в свя­зи с тем, что на мо­мент вступ­ле­ния в си­лу наз­ван­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на ис­тец яв­ля­лась вдо­вой Л., ко­то­рый при жиз­ни не от­но­сил­ся к ка­те­го­рии ин­ва­ли­дов всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы.
Ре­ше­ни­ем район­но­го су­да от 29 ав­гус­та 2012 г. за­яв­лен­ные тре­бо­ва­ния удов­лет­во­ре­ны. Суд приз­нал не­за­кон­ным от­каз во­ен­но­го ко­мис­са­ри­а­та об­лас­ти в наз­на­че­нии Я. еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции и обя­зал от­вет­чи­ка ус­та­но­вить ист­цу спор­ную вып­ла­ту с 1 ян­ва­ря 2012 г.
Апел­ля­ци­он­ным оп­ре­де­ле­ни­ем об­ла­ст­но­го су­да от 10 де­каб­ря 2012 г. ре­ше­ние су­да пер­вой инс­тан­ции от­ме­не­но. По де­лу вы­не­се­но но­вое ре­ше­ние об от­ка­зе в удов­лет­во­ре­нии ис­ка Я.
Оп­ре­де­ле­ни­ем Вер­хов­но­го Су­да РФ от 12 ию­ля 2013 г. оп­ре­де­ле­ние об­ла­ст­но­го су­да от 10 де­каб­ря 2012 г. от­ме­не­но, ос­тав­ле­но в си­ле ре­ше­ние район­но­го су­да от 29 ав­гус­та 2012 г.
Сог­лас­но ч. 10 ст. 3 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ каж­до­му чле­ну семьи ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы в слу­чае его смер­ти (ги­бе­ли) вып­ла­чи­ва­ет­ся еже­ме­сяч­ная де­неж­ная ком­пен­са­ция.
В со­от­ве­т­ствии с ч. 11 ст. 3 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на чле­на­ми семьи во­ен­нос­лу­жа­ще­го, граж­да­ни­на, приз­ван­но­го на во­ен­ные сбо­ры, или ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы, име­ю­щи­ми пра­во на по­лу­че­ние еди­нов­ре­мен­но­го по­со­бия и еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции, не­за­ви­си­мо от на­хож­де­ния на иж­ди­ве­нии по­гиб­ше­го (умер­ше­го) кор­миль­ца или тру­дос­по­соб­нос­ти счи­та­ют­ся суп­ру­га (суп­руг), сос­то­я­щая (сос­то­я­щий) на день ги­бе­ли (смер­ти) во­ен­нос­лу­жа­ще­го, граж­да­ни­на, приз­ван­но­го на во­ен­ные сбо­ры, или ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы в за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ном бра­ке с ним. При этом пра­во на еже­ме­сяч­ную де­неж­ную ком­пен­са­цию име­ет суп­ру­га (суп­руг), дос­тиг­шая воз­рас­та 50 лет (дос­тиг­ший воз­рас­та 55 лет) или яв­ля­ю­ща­я­ся (яв­ля­ю­щий­ся) ин­ва­ли­дом.
Удов­лет­во­ряя за­яв­лен­ные тре­бо­ва­ния, суд пер­вой инс­тан­ции со ссыл­кой на по­ло­же­ния ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на при­шёл к вы­во­ду о том, что Я. име­ет пра­во на по­лу­че­ние спор­ной ком­пен­са­ции, пос­коль­ку на мо­мент смер­ти граж­да­ни­на, яв­ляв­ше­го­ся при жиз­ни ин­ва­ли­дом всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы, сос­то­я­ла с ним в бра­ке и дос­тиг­ла ус­та­нов­лен­но­го За­ко­ном воз­рас­та.
От­ме­няя ре­ше­ние су­да и при­ни­мая но­вое ре­ше­ние об от­ка­зе в удов­лет­во­ре­нии за­яв­лен­но­го ис­ка, суд апел­ля­ци­он­ной инс­тан­ции сос­лал­ся на то, что у Я. нет пра­ва на по­лу­че­ние спор­ной ком­пен­са­ции, пос­коль­ку на мо­мент вступ­ле­ния в си­лу Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ она не яв­ля­лась чле­ном семьи ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы Я., так как в 2009 г. всту­пи­ла в брак с Л.
Вер­хов­ный Суд РФ с вы­во­да­ми апел­ля­ци­он­ной инс­тан­ции об­ла­ст­но­го су­да не сог­ла­сил­ся, по­ла­гая, что оп­ре­де­ле­ние су­да при­ня­то с су­ще­ст­вен­ным на­ру­ше­ни­ем норм ма­те­ри­аль­но­го пра­ва, ре­гу­ли­ру­ю­щих воз­ник­шие по де­лу пра­во­от­но­ше­ния, пос­коль­ку нор­мы Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 но­яб­ря 2011 г.
№ 306-ФЗ не пре­дус­мат­ри­ва­ют ог­ра­ни­че­ний прав суп­ру­ги умер­ше­го ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы, сос­то­яв­шей с ним в бра­ке на день его смер­ти и дос­тиг­шей воз­рас­та 50 лет, на по­лу­че­ние еже­ме­сяч­ной де­неж­ной ком­пен­са­ции в свя­зи с вступ­ле­ни­ем впос­ле­д­ствии в но­вый брак.
Пра­во вдо­вы умер­ше­го ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы на по­лу­че­ние ком­пен­са­ции в со­от­ве­т­ствии с ч. 11 ст. 3 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на свя­за­но с на­ли­чи­ем двух юри­ди­чес­ки зна­чи­мых обс­то­я­тельств: за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ным бра­ком меж­ду ин­ва­ли­дом и его суп­ру­гой (суп­ру­гом) на день смер­ти ин­ва­ли­да и дос­ти­же­ни­ем пе­ре­жив­шим суп­ру­гом ус­та­нов­лен­но­го за­ко­ном воз­рас­та. То обс­то­я­тель­ство, что пос­ле смер­ти му­жа в 2004 г. Я. с 19 фев­ра­ля по 19 сен­тяб­ря 2009 г. сос­то­я­ла в бра­ке с Л., юри­ди­чес­ко­го зна­че­ния не име­ет, пос­коль­ку в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 7 но­яб­ря 2011 г. № 306-ФЗ нет нор­мы, ог­ра­ни­чи­ва­ю­щей пра­во суп­ру­га (суп­ру­ги) умер­ше­го ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы на по­лу­че­ние ука­зан­ной ком­пен­са­ции при вступ­ле­нии пос­ле смер­ти ин­ва­ли­да всле­д­ствие во­ен­ной трав­мы в но­вый брак.