Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от от 16 января 2012 г. № 7

“Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности”

Анализ складывающейся в Российской Федерации криминальной ситуации позволяет констатировать, что в последнее время сократилось число зарегистрированных убийств, случаев причинения тяжкого вреда здоровью, преступлений, совершённых в составе организованных групп.
Вместе с тем необходимо улучшение результатов совместной работы правоохранительных органов по противодействию коррупции, экстремизму и терроризму, преступлениям в сфере экономики, а также преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, оружия, иных запрещённых предметов и веществ. Требуется активизировать усилия по предупреждению и пресечению преступлений, потерпевшими по которым являются дети и подростки, по искоренению условий, способствующих их вовлечению в преступную деятельность.
Недостатки в организации работы по раскрытию преступлений, выявлению и привлечению к ответственности совершивших их лиц ведут к нарушению основополагающего принципа уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания.
В целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности, руководствуясь ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Считать надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе о её предупреждении, приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Особое внимание обращать на исполнение законов, направленных на борьбу с организованной преступностью, коррупционными правонарушениями, терроризмом, преступностью несовершеннолетних, неформальными молодежными объединениями экстремистской направленности, торговлей людьми, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, рецидивной преступностью, незаконной миграцией, экологической преступностью, другими формами опасной преступной деятельности.
Организовать должное взаимодействие и системный обмен информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений.
При осуществлении надзора за исполнением законов о противодействии преступности применять отечественный и зарубежный опыт в области её профилактики, предусмотренные международными договорами и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации возможности правового сотрудничества по уголовным делам.
Практиковать использование результатов криминологических и других исследований с целью внесения коррективов в формы и методы надзора, а также координационной деятельности по борьбе с преступностью.
Внедрять новые формы и методы работы по предупреждению преступности, принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам нарушения закона, принципиально отстаивать свою позицию, исключить формальный подход к осуществлению надзорной деятельности, порочную практику погони за цифровыми показателями, придавая первостепенное значение качеству прокурорского надзора.
При организации мероприятий по повышению профессиональной подготовки прокурорских работников учитывать состояние преступности, изменения в организации надзора и превентивной деятельности.
При подведении итогов деятельности органов прокуратуры давать принципиальную оценку эффективности работы по профилактике преступлений. Мерами прокурорского реагирования устранять выявленные нарушения закона, а также причины и условия, им способствовавшие.
1.2. Считать неукоснительное исполнение требований законов и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях одним из необходимых условий обеспечения органами прокуратуры эффективного противодействия преступности, в том числе способствующим формированию объективной статистической отчётности о состоянии преступности в Российской Федерации.
Обеспечить постоянный и действенный надзор за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований УПК РФ и иных федеральных законов при приёме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях и принятии по ним своевременных, законных и обоснованных решений.
Принимать меры по привлечению к ответственности, в том числе уголовной, лиц, виновных в укрытии от учёта преступлений, заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях, в нарушениях установленного законом порядка их разрешения, а также вносящих недостоверные сведения в статистическую отчётность о зарегистрированных преступлениях и лицах, их совершивших.
Принципиально реагировать на факты принятия органами дознания и следствия незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении и приостановлении предварительного расследования, нарушений разумных сроков уголовного судопроизводства.
Осуществляя надзор за соблюдением разумных сроков, исходить из того, что необходимо обеспечить такое качество производства по уголовному делу, которое делало бы возможным реализацию права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки, предусмотренного Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод.
При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью тщательно проверять полноту принимаемых мер при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Добиваться реального устранения допущенных нарушений закона.
1.3. Координировать работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Особое внимание обращать на исполнение поручений органов предварительного расследования и использование результатов оперативно-розыскной деятельности.
В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов уделять первоочередное внимание совершенствованию форм её реализации с учётом реального состояния преступности.
Обеспечить эффективное взаимодействие с постоянно действующими координационными совещаниями в субъектах Российской Федерации, образованными в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 “О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка”.
На координационных совещаниях рассматривать наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной деятельности, её правового регулирования, практики предупреждения, выявления и расследования преступлений.
Искоренить формализм и поверхностность в координационной работе: исключить случаи составления соответствующих планов на основе переноса в них мероприятий из других планов работы правоохранительных органов, не имеющих отношения к координации их деятельности; сосредоточить внимание на обеспечении взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью; последовательно контролировать исполнение принимаемых решений; систематически обсуждать планы координационной деятельности, а также внеплановые координационные мероприятия и подводить итоги их выполнения; устранить факты составления отчётов о проделанной координационной работе на основе сведений о проведении мероприятий по другим планам деятельности правоохранительных органов; повысить уровень информационно-аналитического обеспечения координационной деятельности; при анализе работы выявлять недостатки и упущения в организации взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью, рассматривать эти вопросы на координационных совещаниях с целью выработки мер по устранению допущенных нарушений.
Шире использовать возможности межведомственных рабочих групп, совместных целевых мероприятий по профилактике и пресечению преступности. Вести на постоянной основе мониторинг прокурорской, следственной и судебной практики, проявлять активность в распространении положительного опыта.
Вносить предложения об укреплении правопорядка в органы представительной (законодательной), исполнительной власти и органы местного самоуправления. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативные совещания, посвященные вопросам борьбы с преступностью. Участвовать в рассмотрении представлений, протестов и информаций. В случае неисполнения требований прокурора принимать меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
1.4. Осуществление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершённых организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), поручать наиболее квалифицированным прокурорским работникам. Требовать от органов предварительного расследования установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам данной категории. При наличии в уголовном деле, находящемся в производстве органа дознания, сведений о совершении преступлений организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями) безотлагательно изымать его и передавать следователю. Используя результаты расследования и возможности оперативных подразделений, принимать меры к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению указанных преступлений.
С учётом имеющихся полномочий взвешенно подходить к заключению досудебных соглашений о сотрудничестве, которое должно реально содействовать раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате его совершения.
1.5. Уделять особое внимание защите прав потерпевших. Не допускать и пресекать с использованием своих полномочий нарушения их прав на досудебной стадии уголовного судопроизводства, при рассмотрении уголовных дел и гражданских исков о возмещении ущерба, а также при исполнении судебных решений. Принимать исчерпывающие меры противодействия в случаях оказания давления на потерпевших и их близких, свидетелей с целью лишения указанных лиц доступа к правосудию, возникновения угрозы их имуществу, свободе, здоровью и жизни.
1.6. Рассматривать в качестве важнейшего направления противодействия преступности осуществление надлежащего надзора за исполнением законов, имеющих целью предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их.
Обеспечивать своевременное прокурорское реагирование на нарушения законности в ходе расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение уголовно наказуемых деяний и антиобщественных действий, факты непринятия сотрудниками органов внутренних дел надлежащих мер при обнаружении деяний, связанных с причинением вреда здоровью, нормальному развитию и нравственности несовершеннолетних, а также с иными нарушениями их прав и законных интересов.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделять повышенное внимание вопросам реализации предоставленных им полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятельствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Принципиально реагировать на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих обязанностей.
При проверках исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах образовательных учреждений, ориентировать их руководство на осуществление мероприятий, направленных на охрану прав и законных интересов этой категории граждан, профилактику правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение.
Ориентировать администрацию образовательных учреждений на проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, а также несовершеннолетними, уклоняющимися от обучения.
Не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния преступности среди несовершеннолетних и направленной против несовершеннолетних, её причин и условий. По его результатам принимать меры к усилению борьбы с такими преступлениями.
1.7. Обращать особое внимание на полноту и достаточность мер по выявлению преступлений, предусмотренных
ст. 111, 112, 117, 119, 135, 150, 151, 156, 2051, 2052, 208, 210, 222, 239, 240, 241, 2421, 280, 282, 2821, 2822 УК РФ и другими нормами уголовного законодательства, способствующих предотвращению совершения новых тяжких преступлений против жизни и здоровья, семьи, прав несовершеннолетних, общественной нравственности и общественного порядка, безопасности Российской Федерации.
1.8. В целях своевременного предупреждения и профилактики преступлений, выявления сведений об их совершении, о нарушениях уголовно-процессуального законодательства и оперативного принятия мер прокурорского реагирования регулярно проводить мониторинг опубликованных в средствах массовой информации материалов о преступлениях. При обнаружении таких сведений организовывать проведение проверок либо направлять копии соответствующих публикаций в органы предварительного следствия или дознания для принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ.
1.9. При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения законодательства о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного (в том числе при осуществлении государственного оборонного заказа, государственных и муниципальных закупок), налогового, банковского, валютного, таможенного, антимонопольного, трудового, жилищного законодательства давать принципиальную оценку деятельности по выявлению и предупреждению уголовно наказуемых правонарушений.
Особое внимание уделять установлению фактов хищения государственного и муниципального имущества, нецелевого использования бюджетных средств, коррупции, рейдерства, легализации преступных доходов; борьбе со злоупотреблениями и хищениями в сферах образования, здравоохранения, жилищного и дорожного строительства, агропромышленного и градостроительного комплексов; обнаружению случаев незаконного оборота спиртосодержащей продукции. Активно привлекать органы федерального государственного надзора (контроля) и муниципального контроля к выработке мер по противодействию экономическим, в том числе таможенным, правонарушениям.
Добиваться своевременного и полного возмещения причинённого государству ущерба, активнее отстаивать экономические интересы государства путём обращения в суд.
Уделять повышенное внимание выявлению фактов хищения недвижимого имущества граждан, совершаемых путём мошенничества и вымогательства, сопряжённых с похищением владельцев этого имущества, причинением вреда их здоровью или убийством.
Исключить поверхностный подход к подготовке материалов, направляемых в следственные органы и органы дознания в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Мотивированные постановления выносить только при сборе достаточных сведений для вывода о наличии признаков уголовно наказуемого деяния. В случае их вынесения осуществлять надзор за законностью и обоснованностью принимаемых решений.
1.10. Обеспечить надлежащее участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В ходе судебного разбирательства принимать меры к выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в необходимых случаях заявлять ходатайства о вынесении судом частного определения или постановления.
Анализировать выявленные в судебных стадиях уголовного процесса недостатки в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. О выводах и предложениях информировать должностных лиц соответствующих органов.
Используя предоставленные законом полномочия, принимать меры к устранению в апелляционном, кассационном и надзорном порядке нарушений, допущенных судом.
Уделять повышенное внимание качеству и полноте апелляционных, кассационных и надзорных представлений, их аргументированности и мотивировке, добиваться исключения случаев их необоснованного принесения, обеспечивать взвешенный подход к обжалованию приговоров, оспаривать судебные решения лишь при наличии для этого правовых оснований.
1.11. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу требовать соблюдения норм, направленных на обеспечение исправительного воздействия на осуждённых, режима, надзора и контроля за поведением заключённых под стражу и лиц, отбывающих уголовные наказания.
На регулярной основе проверять соблюдение законности при переводах осуждённых из одного исправительного учреждения в другое, их освобождении в связи с болезнью от дальнейшего отбывания наказания, условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Принципиально реагировать на факты укрытия от регистрации и учёта правонарушений, совершаемых осуждёнными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исключать незаконные послабления в режиме и предоставление льготных условий содержания в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
С особой тщательностью рассматривать вопросы предупреждения преступлений несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Обеспечить должный надзор за исполнением сотрудниками уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел требований законов о предупреждении совершения преступлений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях.
1.12. Принимать исчерпывающие меры по выполнению обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью в части компетенции органов прокуратуры.
1.13. Активно использовать в служебной деятельности возможности доступа через информационные системы к полному массиву федерального и регионального законодательства.
В целях профилактики и противодействия преступности активизировать работу по разъяснению законодательства и взаимодействию с общественными и правозащитными организациями.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1. Ежегодно информировать о состоянии законности в сфере борьбы с преступностью органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, командование военных округов (флотов), добиваться принятия конкретных мер, направленных на улучшение профилактической работы.
Оказывать органам представительной (законодательной), исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также командованию соединений, воинских частей и учреждений, руководителям предприятий и организаций военно-промышленного комплекса содействие в разработке и реализации региональных и местных программ борьбы с преступностью, иных решений по вопросам предупреждения правонарушений с учётом состояния законности и правопорядка на соответствующей территории.
2.2. Считать одной из основных составляющих надзора за исполнением законов и законностью правовых актов участие прокуроров на стадии разработки и обсуждения проектов нормативных актов, позволяющее предупредить принятие правовых актов, противоречащих действующему законодательству.
С целью профилактики правонарушений коррупционной направленности обеспечить надлежащую работу по выявлению в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и их устранению.
В полном объёме использовать право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.3. Не реже двух раз в год проводить анализ состояния преступности, её причин и условий, ей способствующих, для чего использовать статистические и иные данные, сведения контролирующих органов, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, результаты проверок обращений граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации, а также другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. По итогам анализа принимать исчерпывающие организационно-распорядительные и иные меры.
О фактах, требующих вмешательства федеральных органов государственной власти, безотлагательно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
2.4. Незамедлительно с момента получения настоящего приказа принять организационные меры к его исполнению.
О ходе выполнения приказа сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в докладах об итогах работы за истекший год, военным прокурорам – установленным порядком через Главную военную прокуратуру.
3. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с привлечением заинтересованных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации периодически обновлять методические рекомендации, регулярно совершенствовать методики обучения специалистов для органов прокуратуры. В соответствии с комплексом задач, стоящих перед органами прокуратуры, принимать меры, направленные на повышение квалификации прокуроров.
4. Признать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.06.1997 № 34 “Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью”, пункт 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.10.2000 № 134 “О мерах по совершенствованию организации работы системы органов прокуратуры” и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2001 № 52/20 “Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений”.
5. Настоящий приказ опубликовать в журнале “Законность”.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации
действительный государственный советник юстиции Ю.Я. Чайка