По гражданским делам (№ 10/2012)

Для одиноких матерей, которые проходят государственную гражданскую службу и воспитывают ребёнка в возрасте до 14 лет, гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не установлены, однако это не может означать, что такие гарантии им не предоставляются.

В силу таких государственных гарантий, как равенство граждан (ст. 19 Конституции РФ) и запрет дискриминации в сфере труда, вдова, воспитывающая ребёнка, имеет такое же право на использование льготы, как вдовец.
П. обратилась в суд с иском к управлению Федерального казначейства области о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
Решением районного суда от 12 июля 2011 г. исковые требования П. удовлетворены частично. П. восстановлена на государственной гражданской службе в должности заместителя начальника отдела с 11 апреля 2011 г. С ответчика в пользу П. взыскана компенсация морального вреда в сумме 8 тыс. руб.
Определением кассационной инстанции от 22 августа 2011 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.
В представлении первого заместителя Генерального прокурора РФ и надзорной жалобе П. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии областного суда с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учётом установленных по делу обстоятельств признал, что увольнение П. произведено с нарушением требований закона, поскольку истцу были предложены не все вакантные должности государственной гражданской службы. При приёме на эти должности иных лиц ответчик не учёл уровень квалификации истца, её профессиональное образование, стаж государственной гражданской службы, классный чин и опыт руководящей работы, а также статус одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до 14 лет.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал на то, что увольнение П. произведено с соблюдением установленного порядка, поскольку законом не предусмотрена обязанность представителя заявителя (работодателя) предлагать гражданскому служащему, занимающему должность, подлежащую сокращению, все имеющиеся в учреждении вакантные должности. Судебная коллегия областного суда также отметила, что одинокие матери, воспитывающие ребёнка до 14 лет, преимущественного права оставления на государственной службе не имеют, так как положения ст. 261 Трудового кодекса РФ не подлежат применению к отношениям, связанным с гражданской службой.
Судом кассационной инстанции допущено неправильное толкование норм материального права.
В соответствии со ст. 261 ТК расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается.
Эта статья относится к числу специальных норм, предоставляющих определённым категориям работников повышенные гарантии. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.
Помимо запрета на расторжение трудового договора с одинокими матерями она содержит аналогичное ограничение в отношении лиц, воспитывающих детей без матери. То есть вдовец, воспитывающий ребёнка, относится к лицам, на которых распространяются гарантии, установленные ст. 261 Трудового кодекса РФ.
В силу таких государственных гарантий, как равенство граждан (ст. 19 Конституции РФ) и запрет дискриминации в сфере труда, вдова, воспитывающая ребёнка, имеет такое же право на использование рассматриваемой льготы, как вдовец.
Для одиноких матерей, которые проходят государственную гражданскую службу и воспитывают ребёнка в возрасте до 14 лет, гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не установлены, однако это не может означать, что такие гарантии им не предоставляются.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к отношениям, связанным с гражданской службой, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права в части, не урегулированной этим Федеральным законом.
Положений, исключающих предоставление гарантий, которые установлены законодательством Российской Федерации для женщин в связи с рождением и воспитанием детей, ни названный Федеральный закон, ни законодательство о государственной гражданской службе РФ не содержат.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик» взаимосвязанные положения этих норм в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя признаны не соответствующими Конституции РФ.
Согласно названному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения федеральным законодателем в действующее законодательство надлежащих изменений увольнение с государственной службы одиноких матерей, воспитывающих ребёнка в возрасте до 14 лет, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не допускается.
П. является вдовой военнослужащего и матерью несовершеннолетнего, 25 января 2001 г. рождения, нуждается в повышенной социальной защите, поскольку является единственным лицом, наделённым родительскими правами и несущим родительские обязанности по воспитанию и содержанию сына.
Определением Верховного Суда РФ от 23 марта 2012 г. определение судебной коллегии областного суда отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Яндекс.Метрика