Гражданам РФ гарантировано бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях независимо от их организационно-правовых форм.
Прокурор Забайкальского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., утверждённой постановлением правительства Забайкальского края от 24 декабря 2013 г. № 568.
Указал на то, что абз. 3 п. 23 в части оказания за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся в ведении министерства здравоохранения Забайкальского края, и некоторые абзацы п. 76 территориальной программы противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., утверждённой постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932.
Решением Забайкальского краевого суда от 25 июля 2014 г. заявление прокурора удовлетворено частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими
с момента вступления в силу решения суда абз. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17
и 19 п. 76 программы в части установленных величин нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2014–2016 гг. В остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ с решением суда об удовлетворении заявления прокурора согласилась, а решение суда в части отказа в признании недействующим абз. 3 п. 23 территориальной программы по апелляционному представлению прокурора отменила и приняла новое решение об удовлетворении требований, указав следующее.
Согласно Федеральном закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти РФ относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают в том числе объём медицинской помощи в расчёте на одного жителя, стоимость объёма медицинской помощи с учётом условий её оказания, подушевой норматив финансирования (ч. 2 ст. 81 указанного федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (далее – федеральная программа), включающая в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории РФ медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Таким образом, территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, что подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренные федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи, а потому не могут быть определены субъектами Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
При этом субъекты Федерации вправе предусмотреть дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Разрешая дело, суд установил, что указанные нормативы оспариваемыми прокурором абз. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 15, 17 и 19 п. 76 территориальной программы Забайкальского края установлены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством РФ, и признал их недействующими.
Ссылка на недостаточность финансирования территориальной программы не опровергает выводов суда, поскольку реализация права граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействующим абз. 3 п. 23 территориальной программы, суд исходил из того, что мероприятия по оказанию паллиативной помощи финансируются только за счёт средств краевого бюджета и не финансируются за счёт средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем этой нормой не нарушены права ни иных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования, ни граждан, которые могут получить паллиативную помощь только в медицинских организациях, финансируемых за счёт средств бюджета Забайкальского края.
Судебная коллегия с таким выводом суда не согласилась.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжёлых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрено, что за счёт средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Федерации осуществляется бесплатное предоставление в рамках этой программы паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях (разделы II и IV).
Правила оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, направленной на улучшение качества жизни неизлечимо больных граждан, предусмотрены Порядком оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утверждённым приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1343н (ныне утратил силу).
Согласно п. 3 названного Порядка оказание паллиативной медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения с учётом права пациента на выбор медицинской организации и врача.
Таким образом, оспариваемой нормой снижается гарантированный федеральным законодательством объём бесплатной медицинской помощи населению, поскольку ограничивается круг медицинских учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь гражданам, ведомственной принадлежностью к министерству здравоохранения Забайкальского края.
Установленное названной нормой ограничение нарушает права граждан РФ, проживающих на территории Забайкальского края, на бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, что гарантировано действующим федеральным законодательством.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ признала не действующим абз. 3 п. 23 в части слов “находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края” с момента принятия решения.