По административным делам (№ 9/2015)

За­ко­но­да­тель­ство о вклю­че­нии зе­мель­ных участ­ков в гра­ни­цы на­се­лён­но­го пунк­та бы­ло при­ме­не­но су­дом неп­ра­виль­но.

Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2009 г. № 1189/56 “О включении земельных участков в границы дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского района” принадлежащие садовому некоммерческому товариществу “Восход-21” земельные участки включены в состав названного населённого пункта, изменена их категория: с “земли сельскохозяйственного назначения” на “земли населённых пунктов”, а также изменён вид разрешённого использования: с “для ведения садоводства” на “под комплексное жилищное строительство”.
Садовое некоммерческое товарищество (СНГ) “Дружба” обратилось в суд с заявлением о признании этого постановления недействующим, считая его противоречащим нормам Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” и законодательства Московской области. Было указано, что СНТ “Дружба” имеет общую границу с территорией СНТ “Восход-21”, по которой проходят газопровод, электролиния, телефонный кабель и дорога на их территорию, а планируемая многоэтажная жилая застройка ухудшит условия землепользования для членов СНТ “Дружба”.
Решением Московского областного суда от 11 февраля 2014 г. заявление СНТ “Дружба” удовлетворено, оспариваемое постановление признано недействующим со дня принятия.
Судебная коллегия по административным делам это решение отменила в связи с неправильным применением норм материального права, приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, полагая, что этим федеральным законом установлены ограничения на изменение целевого назначения и (или) разрешённого использования земельных участков, выделенных гражданам и организациям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Между тем указанный федеральный закон, устанавливая правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов, не регулирует вопросы перевода земель из одной категории в другую, что прямо следует из предписаний ст. 2 и 3 этого закона.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, из одной категории в другую регламентирован Земельным кодексом РФ.
По общему правилу, сформулированному п. 2 ст. 7 ЗК, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Такой перевод не исключается в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, в том числе связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населённого пункта предусмотрены ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, которая и подлежала применению при рассмотрении этого дела.
Названная норма с учётом п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населённых пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию -“земли населённых пунктов”.
По мнению судебной коллегии, заявление о включении земельных участков в границы дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского района и об изменении их целевого назначения было подано надлежащим субъектом – ООО “Западное предместье”, которому собственник – СНТ “Восход-21” – в установленном порядке передал спорные земельные участки в доверительное управление.
Выводы суда первой инстанции о нарушении прав членов СНТ “Дружба” также основаны на предположениях.
Как видно из материалов дела, упомянутые участки не пересекают границы земельных участков, предоставленных СНТ “Дружба”, расположены в непосредственной близости друг от друга, в 1 км к северо-востоку от дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы, на 39-м км региональной автомобильной дороги А-100 “Можайское шоссе” и в границах планируемого размещения объектов капитального строительства -комплексной многоквартирной застройки, в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 г. № 517/23.
Кроме того, решение о включении этих земельных участков в границы населённого пункта и изменении их вида разрешённого использования основано на положительном заключении по каждому из пяти принадлежащих садоводческому некоммерческому товариществу “Восход-21” участков, при согласовании с главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и иными заинтересованными государственными органами.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не было, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации, опубликован надлежащим образом на момент рассмотрения дела и не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу.