Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Б. в предоставлении земельного участка не исследовался, т. е. в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК РФ судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Б. к администрации городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что на поданное ответчику Б. как инвалидом 18 апреля 2012 г. заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ.
Решением районного суда от 21 января 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением областного суда от 3 апреля 2013 г., иск удовлетворён.
На администрацию городского округа возложена обязанность предоставить Б. в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1500 кв. м для индивидуального жилищного строительства.
Определён размер арендной платы в соответствии с решением Думы городского округа.
На администрацию городского округа возложена обязанность заключить с Б. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта этого земельного участка.
Администрацией городского округа подана кассационная жалоба, в которой ставился вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
Определением Верховного Суда РФ от 18 марта 2014 г. решение городского суда и апелляционное определение областного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией городского округа в ответ на обращение Б. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было направлено 11 мая 2012 г. письмо, в котором отказано в предоставлении земельного участка, поскольку Б. не приложил документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся
в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учёт.
Аналогичный ответ ответчиком 19 октября 2012 г. был дан на представление межрайонного прокурора об устранении нарушений закона.
Суд, разрешая спор, исходил из того, что Б. является инвалидом II группы, а потому он, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов).
Верховный Суд РФ признал, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Право для инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.
Положения ст. 17 названного федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями с учётом льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Б. в предоставлении земельного участка не исследовался, т. е. в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, суд не учёл, что в соответствии с решением Думы района от
3 июня 2003 г. № 133 “О предельных нормативах предоставления земельных участков на территории 3. района” для ведения индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки размерами: максимальный – 0,16 га, минимальный – 0,06 га. Принимая решение, суд, в нарушение положений ст. 198 ГПК, не обосновал, по какой причине на администрацию городского округа возлагается обязанность предоставить Б. земельный участок размером именно 1500 кв. м.